Северная Осетия: весна тревог наших?

Он привел такие, откровенно говоря, тревожные данные: «В 2014-м году в исламских светских и религиозных учреждениях в странах Ближнего Востока обучалось 44 жителя республики... Имамы старшего поколения не имеют значительного влияния на молодежь, которая больше прислушивается к тем, кто учится в зарубежных исламских заведениях. Это порождает у части молодежи экстремистские настроения… С уходом из мечетей верующих старшего поколения влияние мусульманских лидеров нового поколения будет возрастать», – заявил министр. – В прошлом году было зарегистрировано 8 преступлений экстремистской направленности, возбуждено 7 уголовных дел. Главным образом за публикацию в интернете материалов, направленных на разжигание межнациональной розни. Кроме того, было изъято 18 экземпляров книг, входящих в федеральный перечень экстремистских материалов… К сожалению, имеются негативные примеры влияния деструктивной идеологии радикальных течений в исламе. 24 марта в Дагестане вместе с другими участниками группировки ликвидирована жительница нашей республики. В минувшем году УФСБ и следственным комитетом республики возбуждено 6 уголовных дел. Из них 3 по фактам прохождения обучения для последующей террористической деятельности, 3 – организации незаконных вооруженных формирований».

К сожалению, именно представители молодого поколения становятся лёгкой добычей проповедников радикальных течений. На днях Промышленный районный суд г. Владикавказа вынес приговор в отношении 17-летнего подростка за пропаганду в соцсетях «нетерпимого отношения к тем, кто имеет иную национальность, религиозные воззрения». Он выкладывал в социальные сети комментарии, разжигающие межнациональную рознь, возбуждая вражду между отдельными группами лиц и призывая своих сторонников к активным действиям. Сотрудники республиканского Управления Федеральной службы безопасности стараются вовремя обнаружить потенциальную угрозу и предотвратить ее. Подобных фактов с каждым днем выявляется всё больше. Сотрудники ФСБ передали материалы дела на задержанного в суд, и Промышленный суд Владикавказа признал парня виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, назначив ему наказание в виде лишения свободы сроком на один год. Его действия были квалифицированы как «направленные на возбуждение ненависти и вражды группы лиц по признаку национальности, языка, происхождения, отношения к религии, совершенные публично с использованием сети Интернет». Подобные преступления относятся к категории средней тяжести. Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого, суд признал совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте, осознание им своей вины и раскаяние в содеянном, а также активное сотрудничество со следствием. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы сроком на один год постановил считать условным и установил ему испытательный срок в один год.

То, что в республике подспудно нарастает влияние радикальных группировок, видно даже невооруженным глазом. В городах и селах все чаще можно встретить молодых парней в одежде, которую носят приверженцы ваххабизма, и девушек в глухих хиджабах.

Наряду с православным христианством, Ислам – традиционная религия в республике. По некоторым данным, его исповедует до 30 % осетин. Считается, что большинство из них – дигорцы, хотя, по мнению доктора исторических наук Р. Бзарова, большинство осетинских мусульман всегда составляли иронцы, проживающие в Правобережном и Кировском районе Северной Осетии, а не дигорцы, как это принято считать. Большинство мусульман проживает в райцентре Чикола, Дигорском районе и во Владикавказе. Немало мусульман также в Моздокском районе, однако здесь это не осетины, а чеченцы, кумыки, ингуши, турки-тесхетинцы. В республике строятся новые мечети. С 1994 года в РСО-А построено и восстановлено 15 мечетей, 120 человек прошли обучение в исламских учебных заведениях страны и за рубежом, верующие получили и возможность регулярно совершать хадж в Мекку.

В целом, осетины, исповедующие ислам и православие, сосуществуют довольно мирно. Но, в последнее время, в республику зачастили радикальные проповедники, которые стремятся вовлечь молодежь в экстремистские группировки. Имеются случаи, когда муфтии, исповедующие традиционный ислам, заменяются на проповедников с экстремистскими взглядами. Это вызывает тревогу у местных жителей, в том числе у мусульман, которые боятся вовлечения молодежи в незаконные группировки. Старшее поколение выступает резко против радикализации ислама.

Обеспокоенность правоохранительных органов вызывает и приток нелегальных мигрантов из республик Средней Азии, а также турецких рабочих, которые трудятся, в основном, в строительном бизнесе. Не исключено, что под видом строителей в регион проникают в том числе последователи радикального ислама. К тому же, в трудоизбыточной республике, коей является РСО-А, поток нелегальных мигрантов, занимающих дефицитные рабочие места, становится дополнительным фактором роста социальной напряженности, при чрезвычайно низких заработках и высоких цен на продукты питания и коммунальные платежи. Остаётся актуальной проблема нелегальных трудовых отношений. В целом по региону около 30 тысяч человек трудятся на различных предприятиях без соответствующих договоров. Работодатели уходят от уплаты налогов, выдавая зарплаты в конвертах. При этом, например, в столице республики Владикавказе в сфере неформальной занятости выявлено всего 27 человек, хотя таких, по предварительным данным, насчитывается 19 тысяч. Серьёзная проблема – безработица, а также низкий уровень зарплат: согласно единому порталу общероссийского банка вакансий Роструда, в Северной Осетии средняя заработная плата врача составляет 5000 рублей, бухгалтера 4800 рублей, инженера (различной специализации) - 8500 рублей, продавца 4700 рублей, слесаря около 10000 рублей, повара 5000 рублей, электрика 10000 рублей, машиниста 11000 рублей.

В соединении с религиозным фактором, имеющиеся проблемы могут сдетонировать и вызвать в регионе социальный взрыв (так, в некоторых районах имели место случаи массовых драк). К сожалению, несмотря на некоторые позитивные подвижки, подобного рода вопросы не слишком волнуют чиновников высокого ранга. Однако это не означает, что данная работа не требует постоянно внимания не только правоохранителей, но и соцработников, ветеранских и молодежных организаций.

…Впрочем, сейчас в центре внимания – подготовка к празднованию 70-летия Победы. 27-го марта полпред Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов посетил с рабочей поездкой Республику Северная Осетия – Алания, где провел совещание с главами Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Ставропольского края и председателем Правительства Чеченской Республики. В рамках совещания были обсуждены итоги Совета при полномочном представителе Президента РФ, которое состоялось 20 марта в Ставрополе, а также рассмотрены актуальные вопросы развития регионов Северного Кавказа. Особое внимание Сергей Меликов обратил на подготовку и проведение как региональных, так и общеокружных мероприятий, приуроченных к юбилею Победы.

Состоялась встреча полпреда с ветеранским активом республики. «Нам очень приятно высказать вам слова благодарности, выразить свою признательность, в первую очередь, за Великую Победу, благодаря которой россияне могут жить, работать, строить, воспитывать детей, словом – быть достойными гражданами нашей страны под мирным небом», - сказал Меликов. Он вручил юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» двадцати жителям республики.

По словам главы РСО-Алания Теймураза Мамсурова, во Владикавказе на Мемориале Славы будут установлены плиты, на которых увековечат имена погибших в Северной Осетии в Великой Отечественной войне и во время осетино-ингушского конфликта1992 года. Кроме того в скором времени начнётся строительство войскового собора мученика Иоанна-воина, сообщило информационное агентство Осетии. В храме будут собраны иконы святых — покровителей воинов, а также установлен экран, на котором будут транслировать имена погибших в двух войнах в Северной Осетии.

Но к большому сожалению¸ подобных событий, способных объединить всех людей, независимо от их вероисповедания и социального положения, становится всё меньше. Уходит старшее поколение, а, вместе с ним, уходят и добрые советские традиции мирного сосуществования разных народов, что дает простор для деятельности проповедников различного толка, которые, по сути, заполняют вакуум официальной идеологии. Всё это заставляет задуматься: не пора ли вспомнить (конечно, применительно к новым условиям) о забытых наработках советского прошлого и заняться патриотическим воспитанием молодежи? В противном случае, неизбежно ухудшение социально-политической обстановки в и без того довольно непростом регионе.

НОК