Алжир в тисках псевдосалафии

23.03.2021

Обилие самых разных псевдосалафитских групп в Алжире привели к тому, что страна без пяти минут оккупирована пуританскими идеями построения "Исламского общества". Если на окраинах Алжира (восток республики, граница с Сахелем) уже более 20 лет действуют различные группы джихадистов, то внутри страны образовалась внушительная мадхалитская среда. Очевидно, что ваххабитская среда Алжира торжествует на останках разгромленного, а затем и расколотого "Исламского Фронта Спасения" (ИФС), что полностью устраивает военный "deep state". Традиционно слабые позиции местных ихванов плюс растущее народное разочарование и ненависть ко всем "умеренным исламским партиям", которых справедливо ассоциируют с хунтой, также играет на руку псевдосалафитам.

В такой ситуации каждый из врагов(секуляристы и сектанты) "политического Ислама" извлекает свою выгоду. Военной диктатуре (секуляристы) удобно, что с начала 90-ых годов больше никто не бросает им достойный вызов, а мадхалиты и джихадисты (вариации сектантства) лишены всякой конкуренции в плане социально-культурной работы среди мусульманской общины. Не будет преувеличением указать, что несмотря на внушительный антагонизм, обе стороны успешно помогали дуг другу в борьбе против ИФС.

Известный факт, что без поддержки определенных фигур из хунты, у псевдосалафитских течений не было бы такого "успеха". Джихадисты Магриба вообще удобная*2 карта для геополитической игры. Например "Аль-Каида Исламского Магриба" работает под руководством французских спецслужб, отколовшееся от нее "Движение за Единство и Джихад" не раз была замечена в сотрудничестве с хунтой Алжира еще в период правления Бутефлики. Борьба между агентами различных разведок позволяет не только контролировать, но и направлять главных акторов джихадисткой сцены в "нужном" для себя направлении. Обе группы берут свое начало от организации "Салафитская группа проповеди и джихада", которая вышла из "Вооруженной Исламской Группы" (ВИГ). Несмотря на смену бренда, эстафета "ненависти к исламской политике" и зависимость от спецслужб Запада или хунты с успехом передавалась от 90-ых по наши дни. Естественно, указанные радикальные группировки враждебны по отношению к любому Исламскому политическому проекту наподобие ИФС. Ибо "политика - грязь, военный Джихад прежде всего".

С "умеренной" стороны ваххабизма действует самая большая группы мадхалитов - Dawa Salafiya. "Лицо" Саудовской Аравии в Алжире, ее так сказать "официальная линия Ислама". Все свое время Dawa тратит на пропаганду через социально-культурную сферу, ведь финансов у организации достаточно по понятным причинам, плюс отсутствие противодействия со стороны хунты. Военному режиму крайне выгодно иметь под крылом "Исламскую" организацию способную перенаправить молодежь от политики и боевых действий*3 к "религиозному просвещению", то есть смирению перед режимом. Но самое главное - враждебная позиция Dawa Salafiya по отношению (намеренно повторяюсь) к любому Исламскому политическому проекту наподобие ИФС. Здесь можно добавить, что даже к умеренным "демократам" типа Ennahda или El Islah, мадхалиты настроены крайне отрицательно. Ибо "политика - грязь, необходимо просвещаться и укреплять Иман".

Рост и распространение псевдосалафитских групп и идей такфиризма, это та цена которую заплатило алжирское (Исламское) сообщество, после разгрома "Исламского Фронта Спасения".

Все началось в далеком 1991 году, когда коалиция Исламских партий одержала победу на выборах в 1991 году, что стало поводом для местной хунты организовать переворот и развязать гражданскую войну против огромного электората "Исламского Фронта". На стороне военных преступников выступили США, Франция, сионизм, в то время, как у ИФС был единственный союзник в лице Исламской Республики Иран. Позже выяснится, что внутри страны преступным генералам подыгрывали местные радикалы ("Вооруженная Исламская Группа")* и представители местных Братьев-Мусульман с их товарищами из Египта*1. Джихадисты - "афганцы" открыли второй фронт против "Исламской Армии Спасения"(вооруженное крыло ИФС), а "умеренные Исламские" структуры навязывали унизительный конформизм. Таким образом алжирские такфиристы приложили максимум террористический усилий для того, что бы опорочить "Исламскую Революцию" Алжира и используя сектантский дискурс придать политической борьбе ИФС статус радикалов (хунта намеренно дискредитировала образ Фронта Спасения приписывая им терроризм ВИГ), а локальные ихваны призывая "народных избранников" к "диалогу" с хунтой, вообще поставили под сомнение "легитимность" самозащиту ИФС и революции, дескать для построения Исламского общества необходим "мирный демократический путь". Такая позиция должна была запутать общественность и посеять зерно конформизма среди электората ИФС. (Ихваны прямо намекали, что любую вооруженную деятельность надо свернуть и использовать методы западной "демократии")

Вывод. Растущая популярность Dawa Salafiya в Алжире свидетельствует о ряде ключевых моментов для Исламского общества страны.

1.  Окончательное разочарование в "умеренных" исламских партиях. Можно смело ставить крест на всех исламских партиях, представленных в парламенте страны.

2. Неспособностью "легальных" (провластных) суннитских организаций направить молодежь в необходимое русло с успехом пользуются псевдосалафиты. Доказательством указанного тезиса является увеличение электората Dawa Salafiya.

3. Отсутствие адекватного суннитского политического проекта, который бы мог заинтересовать большую часть населения Алжира.

4. Апатия, архаичность и "крайняя маргинальность" большинства ученых Ахлю Сунна. Если суннитские шейхи не могут сокрушить распиаренных мадхалитов, то как они могут бросить вызов хунте или в целом западному колониализму?

5. Отсутствие исламского "политического мышления" у "независимых" активистов. В качестве примера следует указать отсутствие пропалестинских и происламских лозунгов в стане митингующих на рубеже 2018-2019 годов по всему Алжиру. Вместо этого толпа скандировала обычные либеральные требования.

Пример Сирии показывает почему нельзя легкомысленно относиться к растущему влиянию мадхализма. Именно в Сирии вчерашние "умеренные ваххабитские" ученые после приказа из Эр-Рияда первыми призвали к вооруженной борьбе против Асада (да, именно мадхалиты! Не ихваны, ни либералы). Есть золотое правило Ближнего Востока, смысл которого напоминает старую русскую пословицу с "волком и лесом", "сколько вахов не корми, а они на Эр-Рияд ориентируются". Сирия - яркий пример, значит следующие жертвы "умеренных ваххабитов" будут в Алжире?..... Или может, например, Турция?... Барабаны войны с саудовским оттенком уже бьют в этой стране.

* - группу основали ветераны "Афганского джихада", что наводит на мысль о сильном присутствии саудовской агентуры. Учитывая факты длительного кровавого противостояния между ВИГ и ИФС(инициатором конфликта выступили "афганские" радикалы), можно допустить тему извечной попытки противостояния саудитов любому "проиранскому проекту".

*1 - Известный проповедник Юсуф Кардави лично принимал участие в диалогах с представителями ИФС с целью сложить оружие и пойти на уступки хунте, в аналогичном предательстве были замечены тогдашние видные деятели ихванов Египта.

*2 - Как правило любая террористическая организация продукт спецслужб и момент раскола организации или ее "ссора" с аналогичной группой, в-первую очередь говорит об активной борьбе между агентами разведки противоборствующих сторон.

*3 - Несмотря на схожую Акыду, мадхалиты всегда выступают против разного рода джихадистов, радикалов, такфиристов. Dawa Salafiya не исключение.

Вооруженная Исламская Группа, Аль-Каида Исламского Магриба, Египетские ихваны, Салафитская группа проповеди и джихада, Движение за Единство и Джихад - запрещены в РФ.