«Ангара»: Алексей Гинтовт о космическом русском пространстве

25.03.2021
С 28 января по 28 февраля 2021 в Крокин Галерее в Москве прошла эксклюзивная выставка художника Алексея Гинтовта - «Ангара».

Выставку можно охарактеризовать как философское, онтологическое осмысление Русского пространства, в котором тонут привычные для современного общества категории измерения – километры, четкие границы, количество граней. 

В своей задумке автор опирался на мысли евразийских мыслителей, отталкиваясь от идеи предельной онтологичности Русского пространства. Гинтовт в своих работах продемонстрировал то, как пейзаж может представлять упорядоченный космос, и как Русское пространство переориентируется с количественных на качественные характеристики, вплоть до безразмерности.

В комментарии Геополитике.ру Алексей прокомментировал идею выставки, а также рассказал о нескольких работах, представленных в Галерее:

«Это место развития, феномен встречи ландшафта с исторической судьбой народа, его выбравшего. Или о том, как народ избрал пейзаж ландшафта для сообщения сверхестественного, сверхчеловеческого, внеисторического.

Во-первых, это о большом  пространстве, во-вторых, о русском авангарде, их онтологической встрече - если понимать русский авангард это безразмерно широко».

Самая большая картина, представленная посетителям, называется «Домовина» - сооружение для усопших, чтобы достойно проводить их на тот свет. Сооружение имело как важный практический, так и сакрально-символический смысл перехода в мир иной – неспроста в древности появились легенды об Избушке на курьих ножках Бабы Яги, которая сама по себе символизировала посредничество с миром мертвых.

«Одна из самых евразийских работ здесь, -  пояснил Гинтовт, - Как масштабированный дом. В языческом представлении конек уносит избу в небеса. Непредставима изба без конька. И вот дом-домовина простирается и на Запад, и на Восток».

По задумке художника, тектоника тактильного – это последняя степень простоты, что иллюстрируют его черно-белые работы, в которых применена техника ручной печати.

«В далекой юности я был озабочен главным – воссозданием картины мироздании на поверхности листа и экспериментируя с различными способами, техниками. В конце концов совредоточился на последней степени простоты. Есть белоснежная поверхность листа, есть рука художника, и есть краска. В этой последней степени простоты можно передать пластическую форму мироздания на различных уровнях – от фотографического сходства до воспроизведения конструктива», - прокомментировал Гинтовт.

 «Ангара» является еще и пейзажной серией. «Между телом и тенью, между фигуративным изображением и схематическим представлением о большом пространстве – эти изображения идут по грани. Кроме того, присутствуют формы греческих философов – шар, куб, пирамида, призма», - рассказал художник о своих работах.

«Космическое сознание развертывается не вширь, а вглубь, внутрь человеческого субъекта».