Феминизм в международных отношениях

09.04.2014

Феминизм как философское и социологическое направление.

Рассматриваемый вопрос привлекал внимание мыслителей с античных времен. Аристотель, Цицерон, Платон и др. пытались формулировать некоторые представления о равноправии женщин и мужчин, обращались к этой проблеме, выступали за доступ женщин к образованию наравне с мужчинами (женщины учились в пифагорейских школах, Платоновой академии).

Большое влияние на разработку проблемы оказали работы Ж.-А. Кондорсе «О допуске женщин к гражданским правам» и Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданина», в которых доказывалась необходимость предоставить женщинам политические, гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. Концептуальное значение имели работы, появившиеся в период развития капитализма, создавшего условия для развития гражданского общества, правового государства. С одной стороны, в них обосновывалась идея свободы для всех и равенства всех перед законом, с другой стороны формировался идеал равенства, намечались пути его достижения. Большая роль в этом принадлежит работам Дж.С. Милля, социалистам-утопистам (Ш. Фурье, А. Сен Симону) и др.

В наше время проблема феминизма в международных отношениях детально исследована в работах зарубежных авторов М. Лайт, Дж. Рихтер, К. Силвестер, Э. Тикнер, У. Браун, Б. Фридан, Ф. Хэллидей, С. Эванс и др.

 Считается, что изначально феминистское движение опирается преимущественно на философию либерализма с ее акцентом на права человека и утопические идеи А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Последнему приписывается и сам термин «феминизм» (можно вести речь о том, что в данной версии у истоков феминизма стояли совсем не женщины, а мужчины либеральных и левых взглядов).

По мнению Ф. Шелова-Коведяева, стоявшие у истоков феминизма мыслители-мужчины «изначально были движимы не более чем целью в массовом порядке выбросить тело женщины на рынок свободно обращающегося живого товара, завершая радикальный сдвиг, произведенный во всех пластах жизни Европы Французской революцией». Указанный автор следующим образом описывает идейные основания феминизма. Такие мыслители, как Ш. Фурье, А. де Сен-Симон, О. Конт, Р. Оуэн и некоторые другие предложили женщинам ложный путь раскрепощения, проходящий через «реабилитацию плоти» и попытку реализации давней идеи социалистов об «общности жен».

Сами женщины изначально выступали всего лишь за обретение некоторых экономических и юридических прав, о чем свидетельствует содержание многочисленных манифестов в защиту прав женщин, принадлежащих перу английских и французских писательниц и публицисток, в частности «Декларации прав женщин и гражданок» (1792) Олимпии де Гуж, «О подчинении женщин» Мэри Уолстоун Крафт (1792), где впервые была провозглашена необходимость учёта женского социального опыта, и др.

Появление феминизма связывается с экономическими изменениями и разрушением старой морали, что было обусловлено изменением состава дешевой рабочей силы за счет притока в иммигрантов, черных и выходцев из низких слоев населения, прежде всего в США. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX в. (события, связанные с борьбой за независимость в Северной Америке; женские политические клубы времен Французской революции).

Под влиянием идей феминизма складывается концепция влияния системы «пол/гендер» на тип общества, производства и культуры в целом. Данная концепция завязывает категорию пола на двух сферах - социальной и производственной, которые и определяют тип общества.

В мире были три большие волны феминистского движения.

Первая зародилась в конце XIX в. и главным содержанием её был суфражизм (от англ. suffrage - «право голоса») - борьба за право женщин участвовать в выборах - право избирать и быть избранными. По времени эта волна совпала с общемировым подъёмом рабочего и социалистического движения. И это логично: когда все вокруг только и говорили, что о реформах и революции, женщины не могли оставаться в стороне. Задачи суфражизма в целом были решены уже в первой трети XX в. Первыми странами, решившимися на предоставление женщинам избирательного права, были Австралия, Финляндия и Россия (у нас сыграла свою роль Революция 1917 г., но это не умаляет роли женщин, наоборот, сама Февральская революция началась с гигантской демонстрации женщин в Петрограде, приуроченной к международному женскому дню 8 марта (по старому стилю - 23 февраля)). Ведущие державы ввели избирательное право для женщин в 1920-30-х гг. Но, например, во Франции, подарившей миру одну из первых политических феминисток (Олимпия де Гуж, впоследствии казнённая на гильотине, требовала равноправия для женщин ещё в 1790-х гг.; была автором «Декларации прав женщины и гражданки»), предоставила женщинам избирательные права только в 1949 г. В одном из кантонов Швейцарии это произошло менее двадцати лет назад.

Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также права на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии.

Ещё 150 лет назад в наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование.

Вторая волна феминизма поднялась в 60-х годах XX в. и совпала по времени с большим мировым освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.

Борьба против мужского насилия, конечно, ещё далека от решающего успеха, но то, что начиная с 1970-х гг. (в России - с начала 1990-х гг.) во всём мире появилась сеть женских центров, убежищ для жертв семейного насилия, консультационных пунктов, горячих телефонных линий и т.п. - это тоже важное достижение женского движения.

Лозунгом нового поколения феминисток стало утверждение: «Личное - это тоже политическое». Этот взгляд ставил под сомнение не только природу господствующей политической практики, но и политической теории, которая сама является одним из инструментов мужской власти. Тут речь уже шла не столько о том, что женщин нужно допустить к политическим рычагам, а о том, что надо изменить само содержание политики, то, что ею считается в «большом обществе».

Именно поэтому женщины, занимающиеся традиционной политикой и даже преуспевшие в ней - такие как Тэтчер или Хакамада, - не признаются феминистками за «своих». «Хакамада - не женщина, она - политик. Она не думает о женщинах и женской доле, она думает только о своём либерализме, только об интересах малого и среднего бизнеса - как будто этим всё исчерпывается», - примерно так рассуждают в современных российских феминистских кругах. Что же касается английского премьер-министра 1980-х гг. Маргарет Тэтчер, то именно при её правлении были отменены многие дотации и социальные льготы воспитывающим детей женщинам.

Энн Тикнер, отвечая на вопрос о том, что же произошло в международной сфере в это время, что позволило феминизму прочно закрепить свои позиции в этой области, указывает на изменение самой реальности мировой политики. Прежде всего, она отмечает крушение биполярной системы, после чего тематика безопасности перестает быть столь однозначно доминирующей в международных отношениях, как это было в период «холодной войны». Интерес исследователей теперь обращен и к другим проблемам, которые более привычны и понятны женщинам. Это способствовало развитию феминистских исследований.

В социально-политической теории получают развитие концепции «материнского мышления» (С. Раддик), черный вуманизм (Э. Уокер, Д.Г. Уайт), экофеминистские теории (Ф. Дюбон), ставящие женский опыт в центр социально-политической практики. В целом феминистский лозунг «Личное значит политическое» нашел подтверждение в огромном количестве женских общественных акций, выносящих на повестку дня традиционно относимые к приватным, неполитическим вопросы сексуальности, репродукции, насилия, порнографии и т.д.

В специальных исследованиях выделяется и третья волна феминизма (конец 1980-х гг. - настоящее время). Феминизм вступил в стабильную фазу создания теории; закончен период острой борьбы женщин за основные права, отработаны механизмы давления на власть, достигнуто некое равновесие сил. Но не все феминистки согласны с необходимостью выделять третью волну отдельно в свете пропагандируемых ею идей.

Некоторые феминистки утверждают, что многое ещё должно быть сделано, и не следует останавливаться на достигнутом, в то время как феминистки третьей волны сходятся на мнении, что «битва выиграна». Благодаря тому, что западное общество стало относиться к феминистским принципам более положительно, и в основном приняло их как неотъемлемую часть общественного устройства, многие вопросы, считавшиеся в прошлом исключительно «феминистскими», перестали восприниматься таковыми.

Феминистки третьей волны придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Итак, феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX и начала XX вв., в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х гг. и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к началу 1990-х гг.

Понятие и сущность феминизма

Критики современных теорий международных отношений, прежде всего из числа феминисток, отрицают их объективность и универсальность на том основании, что эти теории «созданы на основе изучения поведения мужчин». Женщины, как утверждается, смотрят на мир иначе и ведут себя по-другому. В этой связи кратко остановимся на понятии и основных характеристиках феминизма.

Феминизм - понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, оно означает широкое общественное движение за права женщин. У его истоков, как мы показали выше, находится суфражизм - движение за юридическое равенство, за получение женщинами избирательных прав. С другой стороны, феминизм - комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе.

Обобщая имеющиеся определения, можно выделить пять основных значений феминизма.

Во-первых, под феминизмом понимается социально-политическая теория, анализирующая процесс угнетения женщин и главенства мужского начала в прошлом и настоящем, а также выявляющая пути преодоления превосходства мужчин над женщинами.

Во-вторых, под ним имеется в виду массовое социальное движение, видящее своей целью достижение равенства женщин с мужчинами.

В-третьих, феминизм воспринимается в качестве идеологии, направленной против всего женоненавистнического в теории и общественной практике.

В-четвертых, феминизм - это и философская концепция социокультурного развития, предлагающая альтернативу господствующей европейской традиции, не учитывающей специфику природы женщин и женского социального опыта.

В-пятых, феминизм представляет собой также методологию исследований мира и общества, основанную на сугубо женском взгляде на мир и женской системы ценностей.

Феминистски настроенные авторы считают, что в противовес официальной, «маскулинизированной» политической теории должна быть разработана своя, феминистская теория. Современным феминистам, придерживающихся в основном постмодернистских воззрений, особенно ненавистен позитивизм, ибо, по их мнению, он основан исключительно на мужском и, вдобавок, западном опыте.

Классификации феминизма

Согласно наиболее распространенной классификации, феминизм подразделяется на: либеральный, радикальный и марксистский (или социалистический).

Либеральный феминизм нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы практически путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, т.е. особенности женской природы здесь не учитываются. Женщина просто получает беспрепятственный доступ в мир, созданный мужчинами, и начинает на равных конкурировать с ними.

Феминистское направление в международных исследованиях порой рассматривается как часть неолиберализма. Но большинство феминистов, занимающихся изучением международных отношений, как отмечает Э. Тикнер, ссылаясь на работу Кристины Силвестер, возражает против такой ассоциации, полагая, что это «приводит к снижению их авторитета, и, вероятно, может снизить еще более возможность их серьезного восприятия».

Радикальный феминизм исходит из необходимости переоценки женской сути, самостоятельной (без влияния патриархатных мыслительных конструкций) выработки понимания женской идентичности, места и роли женщин в обществе. Радикальный феминизм считает патриархат источником большинства серьёзных общественных проблем. Эта форма феминизма была популярна во второй волне, но не столь популярна в наше время. Несмотря на это, многие всё равно приравнивают термин «феминизм» исключительно к идеям радикального феминизма. международный движение

Социалистический (марксистский) феминизм, в основе которого лежит работа Фридриха Энгельса «Об истоках угнетения женщин», являющаяся частью его более крупного произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства», рассматривает половую дискриминацию в качестве естественного следствия классового и расового господства, которые могут быть уничтожены практически одновременно. В рамках этого течения предлагается пропаганда полной сексуальной свободы, отказа от семьи и материнства и отмены всех социальных половых различий.

К указанным трех течениям (либеральному, радикальному и марксистскому) иногда добавляют также психоаналитический и экологический феминизмы.

Исследователи современного американского феминизма полагают возможным к пяти приведенным прибавить еще десять течений феминизма.

Весьма популярен на сегодняшний день постмодернистский феминизм. Постмодернистский феминизм превратил феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир, мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). В центре большинства работ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики (дискурсы). Благодаря философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». СИКСУ. Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с их точки зрения, женское тело и женская сексуальность.

Феминизм в современных международных отношениях

Международные отношения и внешняя политика - одна из наиболее консервативных сфер: какие бы изменения ни происходили на уровне отдельных государств, они не могут сразу выноситься на международный уровень, т.к. под угрозу в таком случае ставится стабильность международной системы в целом.

Английские ученые М. Лайт и Ф. Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола.

Во-первых, сфера взаимоотношений между полами традиционно рассматривалась как чисто внутриполитическая проблема.

Во-вторых, игнорированию данной проблематики способствовала так называемая «институциональная инерция» - тенденция изучать и преподавать то же, что и раньше.

В-третьих, - и это самая важная причина - всегда была сильна уверенность в том, что наука о международных отношениях нейтральна по отношению к проблемам пола.

В-четвертых, сами феминисты довольно поздно обратились к международной тематике.

Как теоретическое направление в политологии феминизм заявил о себе с начала 1960-х гг. В международных исследованиях феминистское направление формируется с конца 1980-х гг. В это же время теория международных отношений испытывает острейший кризис, связанный с тем, что классические теории не могут не только предсказать возможные тенденции развития, но даже объяснить существующие. Начался так называемый «большой спор» по теоретическим проблемам международных отношений: вместе с феминизмом в международную сферу приходят различные направления.

Энн Тикнер пишет, что международные отношения, понимаемые как межгосударственные отношения, отражали периферическое положение женщин во властных структурах, поскольку «в большинстве государств женщины находятся на периферии власти». Поэтому она исходит из того, что наиболее адекватным для понимания феминизма является широкий контекст мировой политики, рассматривающей деятельность не только государства, но и других акторов, в том числе и различных движений, международных организаций, транснациональных корпораций и т.д., хотя международные отношения, как она пишет, никогда не ограничивались только межгосударственными.

Во второй половине XX в., когда рухнула колониальная система, и весь мир оказался построенным из национальных государств, политическая система мира подверглась существенным структурным изменениям. В мировой политике на арену выходят межправительственные организации, различного рода движения, ТНК, внутригосударственные регионы и т.п

Идея множественности акторов и изменения политической системы мира разрабатывается прежде всего в рамках неолиберальной традиции исследования международных отношений. Именно поэтому феминистское направление в международных исследованиях порой рассматривается как часть неолиберализма. Но большинство феминистов, занимающихся изучением международных отношений, как отмечает Э. Тикнер, ссылаясь на работу Кристины Силвестер, возражает против такой ассоциации, полагая, что это «приводит к снижению их авторитета, и, вероятно, может снизить еще более возможность их серьезного восприятия». В большей степени они относят себя к другим критическим подходам, чем к традиционным направлениям в международных исследованиях, таким, как (нео)реализм и (нео)либерализм.

Главное внимание в сфере безопасности феминисты уделяют тому, какую роль женщины играют в вопросах войны и мира. Феминисты считают женщин носителями мирного начала, а мужчин - агрессорами по своей природе, затевающими войны и конфликты из-за своих амбиций или опять-таки же из-за женщин. Правда, среди феминистов нет единства по вопросу о причинах такого разительного контраста между полами. Одни объясняют это биологическими факторами: женщинам присущи инстинкт материнства, забота о домашнем очаге, которые несовместимы с насилием; мужчины же с самого рождения нацелены на конкуренцию и подавление соперников. Феминистски настроенные постмодернисты исходят из фундаментальной разницы в системах ценностей мужчин и женщин.

Другая группа феминистов объясняет миролюбие женщин и агрессивность мужчин общественным устройством. Они считают, что со времен неолита это устройство не очень-то изменилось и по-прежнему основано на принципах патриархата. Женщинам искусственно навязывают положение «защищаемых».

Ряд феминистов, однако, занимает в этом вопросе более умеренную позицию. Положение о большем миролюбии женщин, чем мужчин, слишком спорно. Истории известны случаи проявления крайней агрессивности со стороны женщин. К тому же женщины, даже не вмешиваясь открыто в конфликт, нередко выступали в роли вдохновительниц войн. Наиболее дальновидные представители феминистской теории признают, что агрессивность и миролюбие присущи как мужчинам, так и женщинам. Поэтому настаивать на моральном превосходстве одного пола и ущербности другого не только не верно с научной точки зрения, но и вредно, ибо не способствует решению существующих проблем, а, наоборот, ухудшает отношения между полами.

Феминисты считают, что женщины - самая уязвимая категория населения, и потому их интересы больше всего нуждаются в защите. Так, выше уже приводились данные о том, что женщины, составляющие половину населения мира и треть экономически активного населения, в то же время ответственны за две третьих бюджета рабочего времени и получают при этом лишь одну десятую мирового дохода. Эта социальная несправедливость подкрепляется еще и тем, что женщинам принадлежит всего лишь один процент мировой собственности.

50 key thinkers IR. Здесь и далее перевод автора.

Жанна Элштайн не причисляет себя ни к одной из существующих парадигм в теории международных отношений. Правомерно будет отнести ее к приверженцам коммунистического движения в США, хотя она также утверждает необходимость усиление позиций международного гражданского общества. Свою карьеру начала в Университете Колорадо, продолжила на факультете политологии Массачусетского Университета, затем в Университете Чикаго.

«Public Man, Private Woman» связывает распад этих сфер с упадком Античной Греции и расцветом христианства как идеологии, укоренившего в сознании европейцев разделение сфер публичных дел и ведения хозяйства по половому признаку.  Вторую книгу «Woman and War» она посвящает исследованию феномена участия женщины в войне: в отличие от всеобщих представлений о женщине, как о дающей жизнь и о мужчине, как жизнь отбирающему, она называет женщин в войне «яростным меньшинством» «Ferocious Few», приводящим в пример матерей Спарты, чье беспокойство в первую очередь касалось итогов войны, а не сохранности сыновей. Если война была проиграна, а сын вернулся живым – он плохой воин. С таких позиций Элштайн предлагает пересмотреть отношение к гражданской активности в целом и с помощью эксперимента создать социальное пространство, в котором у женщины есть возможность идти на те же гражданские риски, что идут мужчины. Здесь, в первую очередь, имеется в виду ценностных подход в к проблеме роли полов в войне, господствующий в Западной Европе.

Синтия Энло.  С 1970-го Профессор в университете Кларка, отделение Женских исследований и Международного Развития. Начала карьеру с исследований политического развития в юго-восточной Азии. Как и Элштайн, утверждает, что ни одна существующая парадигма ТМО не соответствует области  гендерных исследований в политических процессах и исследований роли гендерного фактора в международных отношениях. Необходимо понимать, заявляет Энло, что то, как мы воспринимаем МО, определено существующими парадигмами, и, если какая-то часть реальности в них не отражена - попросту исключена, -  этому виной универсальные социальные законы, сложившиеся в истории: то, что мы считаем значимым, заложено общественными и – акцентирует Энло – гендерными правилами.

Энло утверждает, что стабильность международной политической экономики зависит от стабильности политических и военных отношений между государствами; в свою очередь создание стабильных дипломатических и военных содружеств обеспечивается действиями женщин в качестве жен, подружек, проституток и домохозяек. Женщины стабилизирует жизнь сообщества, будь то военный лагерь или посольство другого государства. Энло обращает внимания на те сферы экономической и политической жизни, которые обычно ускользают от глаза исследователей-шовинистов. Она обнажает тот факт, что международная экономика во многом зависит на работе женщин, такой работе, о которой мы задумываемся крайне редко, в частности, она исследует создание и развитие международного рынка бананов. Она отмечает, что филиппинские женщины, работающие за границей, вносят больший вклад в экономику страны, чем государственные индустрии по производству сахара или добыче угля.

Книга «The morning after: Sexual Politics at the End of the Cold War», 1993 г. описывает военную базу Холодной войны, как опирающуюся на отношение феминного и мускулинного начал. В частности, она снова обращается к филиппинской работнице – домработнице в Кювейте, рассматривая войну в Персидском заливе с ее позиции, а не с позиции Дж. Буша или Садама Хусейна. Энло приводит данные по количеству изнасилований и физического насилия над филиппинскими работницами, вызванного Иракской оккупацией.   В то же время Энло заявляет, что такие политики, как Маргарет Тэтчер лишь подкрепляют патриархальные традиции в международных отношениях, трансформируя их из «осуществляемых мужчинами» в «осуществляемые людьми».

Крейг Мерфи пишет об Энло и других исследователях-феминистах: их работы в данной области заставляют нас переосмыслить то, как половые предрассудки в изучении международных отношений ограничивают то, что мы привыкли считать надежными источниками знания.

Кристина Сельвестр профессор кафедры международных отношений в Университете Ланкастера, ЮК. «Теория феминизма и Международных отношений в Эру Постмодерна», 1994. Она начинает книгу с обзора различных течений в феминизме, существующих в наше время, затем она пересматривает три волны дебатов в ТМО с учетом позиций феминистской теории и демонстрирует роль гендерных предрассудков в ТМО. Кроме того она выдвигает два различных, но связанных друг с другом концепта: концепт «подсобного хозяйства» и концепт «сопереживающей кооперации». Первая теория подразумевает пересмотр «известных» статусов субъектов и объектов МО. Метафора, как и сам анализ, построена на интимном характере ведения личного семейного хозяйства, которое сложно поддается переменам, которые необходимы. Второй методологический концепт построен на усилении роли кооперации в ТМО без выделения какой-то конкретной теории: «Эмпатия – пишет Сильвестр – ведет к обращению внимания на тех, кто исключен из активной политики, внимания к их пониманию хорошего».

Джей Энн Тикнер – бывший Президент Ассоциации Международных Исследований, а также профессор Политических наук кафедры МО в Университете Южной Калифорнии. Ее подход можно отнести к позиционному (standpoint) феминизму: женщины обладают теми знаниями и тем опытом, который позволяет им иметь точку зрения на МО, которая должна быть рассмотрена наравне с мужской, которая вовсе  не является универсальным законом. Тикнер обращает внимание на то, что классические реалистская, либеральная и марксистская традиции МО выросли из культурно обусловленных проявлениях мускулинности, которые на первый план выносили ценности автономии, независимости и силы.

Тикнер предлагает новую концепцию национальной безопасности, высказывая некоторые практические предложения, касающиеся политической иерархии. В частности, она считает необходимым увеличение числа женщин на высоких позициях в государственном аппарате. Ее конечная цель – не выстраивание системы безопасности на феминных началах, вместе маскулинных, но построить такую систему, которая не будет гендерно ориентирована. 

Использованная литература.

1.     Феминизм в современных международных отношения. Дипломная работа. МГИМО , МЭО. – 2011.

2.     The Basics International Relations.  Juanita Elias, Peter Sutch.

3.     Fifty Key Thnikers IR. Martin Griffiths, Steven C. Roach, M. Scott Solomon.