ГМО и религия

22.11.2018

Тема генетически измененных организмов, которые используются для приготовления продуктов питания, последние двадцать лет волнует многих. При этом география интереса к данной теме имеет планетарный характер, а вопросы ГМО обсуждают как антиглобалисты, так и консерваторы, которые непримиримы по многим другим вопросам. Поскольку религия является одним из фундаменталов человеческого бытия (в чистой или секуляризированной форме), мы считаем адекватным и необходимым сделать оценку ГМО именно с позиции религий.

Например, после появления ГМО среди буддистов также возникли дискуссии - как относиться к генной инженерии и продуктам питания с ГМО. Один автор указывал, что  "с точки зрения буддизма большинство технологий сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. Они также не нейтральны. Это связано с тем, что технологии не могут быть отделены от более широкого социального, экономического и экологического контекстов, в которых они разрабатываются и применяются. Поскольку буддизм не дает привилегии «естественному», в том числе естественному отбору, который является двигателем эволюционного процесса, существует вероятность того, что в будущем некоторые ГМО могут действительно служить для уменьшения дукхи. Однако для того, чтобы это произошло, важно, чтобы процесс оценки не искажался другими, более проблематичными мотивами, которые делают его более вероятным для увеличения дукхи".  Как видим, такое обоснование показывает, что ГМО вполне приемлемо для буддистов.

А вот у мусульман нет четкой позиции по данному вопросу. Некоторые разрешают применение продуктов ГМО (хотя существуют некоторые разногласия по поводу использования свиных генов).  Другие указывают, что ГМО категорически запрещены, при этом ссылаются на Коран:  «…и сказал он [шайтан]: «Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и собью их с пути, и возбужу в них мечты, и прикажу им, и пусть они будут обрезывать уши у скота, и прикажу им, и пусть они будут изменять творение Аллаха! Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!» (4:118-119).

Аналогично у христиан имеются разные позиции. Если католики разрешают применение ГМО (что было подтверждено после проведения соответствующего конгресса в Риме в 1999 г.), то у православных (особенно у старообрядцев) отношение к ГМО крайне негативное.