Итоги антитеррористической кампании Афганистане и их влияние на ситуацию в Центральной Азии

19.04.2013

 

Уважаемые участники международной конференции!
 
Прежде всего, позвольте выразить благодарность ее организаторам: Центру геополитических исследований Российско-Таджикского (славянского) университета, Международному Общественному Движению «Евразийское движение» и Посольству Российской Федерации в Душанбе. Пользуясь случаем, хочу также поблагодарить Александра Гельевича Дугина и Юрия Васильевича Крупнова за последовательное продвижение идей интеграции на евразийском пространстве.
 
Хорошо известно, что Республика Казахстан во главе с президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым строит свою внешнюю политику с опорой на Евразийскую интеграцию, на создание и продвижение соответствующих интеграционных структур. В Казахстане исходят из того, что в нынешний глобализующийся мир нужно входить через региональную интеграцию, в составе региона, в котором страны и народы более близки цивилизационно, исторически. Для Казахстана этот регион был определен с самого начала нашей независимости и обозначен в выступлении Президента Н.А.Назарбаева в 1994 году в Московском Государственном Университете.  Об этом очень обстоятельно написал уважаемый Александр Гельевич в своей книге «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева», изданной в 2004 году. 
 
Я хочу только напомнить участникам конференции о трех недавно завершенных инфраструктурных проектах Казахстана, которые создают благоприятные условия для развития торгового и экономического сотрудничества в нашем регионе: Центральной Евразии, или по версии Ю.В.Крупнова – Нового Среднего Востока, или по Ф.Старру – Большой Центральной Азии. 
 
Первое. В Казахстане завершено строительство автомобильной магистрали Западный Китай – Западная Европа, проходящей по южному региону и дающей возможность государствам Средней Азии подключиться к нему.
 
Второе. В декабре 2012 года сдана в эксплуатацию новая железнодорожная ветка Жетыген – Хоргос, с выходом на известный пограничный переход на границе с Китаем. Безусловно, это позволить значительно увеличить транспортные потоки, в том числе и в сторону Средней Азии.
 
И третье. У нас ведется строительство широтной железнодорожной магистрали Жезказган – Саксаульная – Шалкар – Бейнеу – Жанаозен – Туркменистан с выходом на Иран и Афганистан.
Представляется, что с геополитический точки зрения существуют как минимум две проблемы интеграции в Средней Азии.
 
Первая проблема связана с интеграцией собственно внутри самой Средней Азии. С сожалением приходится констатировать, что за прошедшие двадцать лет независимого развития имело место дезинтеграция, фрагментация когда-то единого экономического пространства.
 
Вторая – это проблема выбора направления приоритетного вектора торгового и экономического сотрудничества: на север, через Казахстан с Россией, или на юг через Афганистан (и Иран или Пакистан).     
 
Двадцать лет назад, после обретения независимости и падения непроницаемого «железного занавеса» на южных границах бывшего Советского Союза новые независимые государства Центральной Азии надеялись диверсифицировать свои внешнеполитические и внешнеэкономические связи, получить альтернативный выход на мировые рынки через страны Среднего Востока и Южной Азии.
 
В 2001 году с вводом войск международной коалиции в Афганистан появились надежды, что со стабилизацией ситуации в этой стране для стран Центральной Азии будет открыт выход на Юг, к портам в Индийском океане.  
 
Давайте перечислим все экономические проекты, с которыми связывались надежды государств Средней Азии и которые так и не удалось реализовать.
 
1. Во-первых, это широко известный проект строительства газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия. Но строится альтернативный газопровод Иран – Пакистан. Сдан в эксплуатацию газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай. 
2. Во-вторых, менее известных даже среди экспертов, которые в основном исследуют проблемы безопасности, наркотиков и большой геополитики, строительство автомобильной дороги Тургунди – Герат – Кандагар – Кветта – побережье Индийского океана.
3. Строительство железной дороги Тургунди – Герат – Кандагар – Кветта – порт Гвадар. Но построена альтернативная железная дорога Серахс – Мешхед – Бафк – Бендер-Аббас. Построен порт Чарбахар в Ормузском проливе и от него ведется строительство дороги вдоль западной границы Афганистана к границам Центральной Азии 
4. Строительство железной дороги Хайратон – Мазари-Шариф – Герат – Иран. Удалось построить только 75 км. от Хайратона до Мазари-Шарифа только в 2010 году. Кстати, хочу напомнить, что в 2003 году по поводу этого маршрута в Тегеране в один день было подписано два отдельных документа на раздельных трехсторонних встречах. На уровне президентов: Афганистан – Иран – Узбекистан и Афганистан – Иран – Таджикистан. Хотя логично было бы провести одну четырехстороннюю встречу.
5. В 2007 году построен мост  «Дружба» в Нижнем Пяндже на таджикско-афганской границе. Но этот мост, как выразился американский посол, работавший в те годы в Душанбе, «мост в никуда», так как Афганистан остается нестабильным.
6. Не удается реализовать идею строительства высоковольтной линии электропередачи CASA-1000. 
7. Не удалось организовать поставки природного газа из Афганистана с месторождений Шибергана.
8. Не реализованным остался проект строительства автодороги из Таджикистана в Пакистан через Ваханский коридор,
9. До сих пор нет ясности по проекту железной дороги Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран. 
10. Не получили практического развития все региональные экономические проекты в рамках союза персоязычных государств. Не создано даже единое телевизионное вещание.
11. Не удалось создать Зону свободной торговли в рамках Организации Экономического Сотрудничества.
12. Поэтому, с осторожным оптимизмом приходится говорить о строительстве железной дороги, ЛЭП и газопровода из Туркменистана в Таджикистан через северный Афганистан.
13. С выводом Международных сил содействия безопасности и большей части международных организаций из Афганистана, снижением объемов международной финансовой помощи иссякнет и без того небольшой экспорт товаров и услуг из Средней Азии и Казахстана в Афганистан. Надежды на то, что создаваемая международной коалицией Северная Распределительная Сеть станет основой для развития региональной торговли, также пока остаются иллюзорными. Страны Центральной Азии не способны сами оказать содействие в восстановлении и развитии экономики Афганистана, планы международного сообщества также остаются абсолютно неясными.  
 
Прошло двадцать лет и, к сожалению, приходится констатировать, что южное направление как было непреодолимым препятствием на пути развития международных экономических связей, так и осталось им. Не оправдались надежды на развитие внешнеэкономических связей в рамках Организации Экономического Сотрудничества.
 
Здесь я хотел бы представить вашему вниманию свое исследование «Развитие военно-политической ситуации в Афганистане с начала антитеррористической кампании и до принятия решения о выводе войск международной коалиции». Ее электронный вариант можно найти и скачать с сайта Посольства Казахстана в Душанбе – kazakhembassy.tj. Также я хочу просить Вас зайти на нашем сайте на проект АТОМ и подписаться под петицией за запрещение ядерных испытаний. 
 
В данной книге показано как в конце 2009 года американская администрация пришла к стратегии выхода из Афганистана, так и не выполнив задачу открыть южное направление для Центральной Азии, о чем так много говорили в Вашингтоне. В этом плане итоги антитеррористической кампании международной коалиции неудовлетворительны, она не принесла ожидавшихся результатов и лишь подтвердила тезис о принципиальной ограниченности ресурсной базы внешнего силового воздействия на обстановку в Афганистане и внутреннюю логику ее развития. 
 
Однако опыт середины прошлого века показывает, что внутренняя логика развития вполне позволяет реализацию крупных экономических, инфраструктурных проектов, которые позволят реализовать транзитный потенциал Афганистана и включить его в региональное экономическое сотрудничество. Тогда в стране были построены многие объекты не только Советским Союзом, но и США, Германией, другим странами Европы и Азии. И афганцы в годы гражданской войны пытались сохранить и сохранили некоторые наиболее ценные объекты, например элеваторы и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Уверен, если в Афганистане за последнее десятилетие были бы построены производственные объекты и транспортные коммуникации, население взяло бы их под свою охрану и обеспечило их бесперебойную работу. 
 
Считаю, что в создавшейся ситуации нельзя действовать по принципу «либо – либо», т.е. вновь закрыть южные границы, жестко блокировать новые нетрадиционные угрозы безопасности, исходящие из Афганистана. Создать непроницаемый «пояс безопасности» вдоль афганской границы и вернуться к экономическому сотрудничеству на северном направлении, продвигать его на Востоке через Китай и на Западе через Иран и Южный Кавказ.
 
Именно на включение Афганистана в региональное экономическое сотрудничество направлены инициативы и «Евразийского движения» и «Движения развития», лидеры которых сегодня присутствуют в этом зале. Эти инициативы дополняют и расширяют идеи «Большой Центральной Азии» и «Нового Шелкового пути», предложенные американскими политологами и политиками. Исходя из такого понимания, нужно предпринимать совместные действия по расширению мультимодального транспортного коридора «Север – Юг» за счет включения в него Афганистана. 
 
На первом этапе нужно объединить усилия по строительству автомобильной  и железной дороги по двум маршрутам: 
- Тургунди – Герат – Лашкаргах – Зарандж – Иран и 
- Кундуз – Мазари-Шариф – Шиберган – Герат – Иран с выходом в порты Бендер-Аббас и Чабахар.
 
Хотелось бы отметить, что за прошедшие годы железнодорожники Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана прибрели хороший опыт строительства на своих территориях, закупили необходимую строительную технику и могли бы быстро и качественно осуществить вышеуказанные проекты в Афганистане в общих интересах.
 
Спасибо за внимание.