О Петербурге, демоне государственности и столице России

Изображение Владимир Гурьянов с сайта Pixabay
Изображение Владимир Гурьянов с сайта Pixabay
19.05.2020

Доклад в рамках семинара "Народ и государство"

Если позволите, хотелось бы дать развернутый комментарий по вопросам, затронутым в третьей части последнего семинара.

1) ЭКСПОЗИЦИЯ

Но мой взгляд, считать «петербургский период» в истории России только лишь каким-то чудовищным мороком, вызванным исключительно игрой рока и злой волей отдельно взятых исторических персонажей – было бы слишком большим упрощением. И даже отчасти уподоблением (в плане методологии) мейнстриму русской эмиграции, видевшему причину трагедии Русской Революции исключительно в злокозненности революционеров-инородцев и происках иудео-масонских банкиров.

Все не так просто. И все в русской истории имеет смысл. Действительно все. Даже Хрущев. Даже Ельцин. Даже Медведев, вероятно, имеет смысл, как бы странно это не звучало на первый взгляд.

Разумеется, и миссия Петра I тоже имеет свой смысл. И сводить всю историю его царствования, равно как и последовавший за ним двухсотлетний период русской истории, исключительно к последствиям желания молодого царя носить штаны с пуговицами, камзолы с бантами, пить кофе, курить табак и невозбранно предаваться каким-то нехитрым развлечениям, которые могла предоставить ему Кукуева слобода – вероятно, было бы не совсем правильно.

Для начала просто вспомним в какой ситуации оказалась Россия к концу XVII века. Два тяжелейших удара были перенесены нашей страной менее, чем за 60 лет – Смута и Раскол. В первую очередь, эти удары коснулись пассионарной, солнечной, апполонической страты общества – воинства, дворянства. И даже приток новых пассионариев с инкорпорированных при Алексее Михайловиче земель Малороссии не решал главной проблемы, которую должна решать каждая империя – вопрос внешней экспансии. В рамках существовавшей старорусской, старомосковской парадигмы развития ресурсы Московского царства были исчерпаны. Россия, вероятно, относительно долго еще могла сопротивляться внешним врагам, но в среднесрочной и долгосрочной исторической перспективе земли российского государства были обречены на раздел между Польшей, Швецией, Османской империей и другими европейскими и азиатскими державами. Похожая судьба постигла в конце XVIII века Индию. И почти постигла в XIX веке Китай. Можно в этой связи вспомнить мемонрандум Лейбница, в котором территория России фактически уже рассматривалась как terra nulus. И, вероятно, к такому отношению к России у Лейбница были довольно серьезные основания.

2) РОЗА МИРА КАК ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

В одном из предыдущих семинаров Александр Гельевич упомянул такое неочевидное, на первый взгляд, произведение как «Роза Мира» Даниила Андреева.

С одной стороны, это произведение можно было бы рассматривать как концентрированный, обжигающий, иррелевантный бред, идущий, как правило, в комплекте с Рерихом, Блаватской и плохоадаптированными идеями new age, на том успокоиться и никогда не вспоминать о нем в серьезном контексте.

С другой стороны, догадка Андреева о трехчастной, трехлогосной картине мира действительно крайне близка к той картине мира, которая рассматривается на наших семинарах, пусть эта догадка и выражена в довольно необычной, неконвенциональной терминологии. Тем не менее, предложенную Андреевым терминологию, вероятно, можно использовать для представления каких-то идей или сущностей, не прибегая к избыточному аппарату определений, переопределений и перекрестных ссылок.

Согласно Андрееву есть три аспекта России:

  • Русь небесная, солнечная, апполоническая, воплощенная в фигурах сверхсуществ Навны и Яросвета
  • Русь земная – актуальная реализация Русского Государства
  • Россия инфернальная, подземная, титаническая, воплощением которой является демон (уицраор) российской государственности.

Уицраор в понимании Даниила Андреева это «могущественное, разумное и крайне хищное существо», обитающее в нижнем мире (инфрамире). Свой уицраор, на каждом историческом этапе, есть у каждой субъектной цивилизации, сверх-народа. Эти сущности необходимы для нации на определенных этапах ее развития, иначе она падет жертвой уицраоров других наций.

С некоторой натяжкой, каждый такой сверх-народ, цивилизацию можно соотнести с тем или иным полюсом в многополярной картине мира.

Русских уицраоров зовут «Жругр». Андреев насчитывал трех Жругров.

Первый был порожден в XIV столетии, в период борьбы Руси с Великой Степью и первым его проявленным действием стала победа русских войск на Куликовом поле. Под охраной этой сущности Русское государство находилось вплоть до начала Смутного Времени.

Любопытно, что с точки зрения Андреева в «домосковский пеирод» русская цивилизация в поддержке уицраора не нуждалась. С другой стороны – катастрофа Руси при столкновении с монгольским нашествием как раз и была, по мнению Андреева, следствием того, что у монголов, в отличие от русских, свой уицраор уже был.

Второй Жругр непосредственно связан с «Петербургской Империей».

Что получил Петр и его наследники в результате помощи со стороны Жругра мы знаем хорошо – вхождение России в «концерт Европейских держав», ликвидация к концу XVIII века Польши как независимого государства, фактическая ликвидация Швеции как самостоятельного политического игрока, вытеснение Турции из региона северного Причерноморья и начало борьбы за независимость православных балканских народов; создание регулярной «призывной» армии; создание флота; построение военно-бюрократической системы.

Результаты вполне впечатляющие заставляющие предположить, что цена, заплаченная за их достижение, была более, чем высокой. Подчинение Православной Церкви государству – фактическое превращение Русской Церкви в «Министерство Православного Вероисповедания»; продолжение и ужесточение гонений на старообрядцев, начатых еще при царе Алексее Михайловиче; отчасти ликвидация, отчасти трансформация старого русского боярства в современное европеизированное дворянство, в том числе и путем инкорпорации в его состав немецкого (остзейского), прибалтийского, шведского и польского дворянства; полное и окончательное отчуждение государства от народа.

Не зря старообрядцы называли Петра Анитихристом. Был ли Петр Антихристом на самом деле? Это вряд ли. По праву ли такое прозвание было к нему применимо? Вероятно, по праву.

Разумеется, надо понимать, что помощь, оказываемая народам и государствам, подобного рода сущностями совсем не «бескорыстна», и подразумевает под собою не только уплату текущих «процентов», но и окончательную расплату в конце. Но, к этому мы вернемся чуть позже.

3) ПЛАВАЮЩАЯ СТОЛИЦА

В самом начале истории Российского Государства, интересы первых Рюриковичей состояли в контроле за торговыми караванами, шедшими по Днепру «из варяг в греки», что и послужило поводом к переносу оперативного центра Древнерусского государства с Севера (Новгород) на Днепр (Киев).

Интересы князя Святослава Игоревича состояли в контроле торговых путей шедших в Византию не только по Днепру, но и по Дунаю, а следовательно и в борьбе со своими естественными конкурентами за контроль над дунайской ветвью пути «из варяг в греки», что и привело его к проекту переноса оперативного центра государства из Киева на территорию современной Болгарии – Переяславец. После смерти Святослава этот проект был закрыт, но отметим его, тем не менее, как укладывающий в определенную последовательность.

Смещение интересов Русской державы в сторону степи, усиление контактов с половцами привели к переносу престола Великого Князя из Киева во Владимир при Андрее Боголюбском.

Задача «сбора Земли Русской», вставшая перед князьями дома Рюриковичей во эпоху «симбиоза между Русью и Великой Степью», как осторожно называл этот исторический период Лев Николаевич Гумилев, привела к переносу великокняжеского, в последствие ставшего царским, престола в Москву.

Задачи, стоявшие перед Петром I в самом начале XVIII века, требовали переноса оперативного центра управления страной как можно ближе к европейскому театру военных действий.

Возможно, что аналогия будет несколько натянутой, но подобного рода перенос столицы можно было бы сравнить в наши дни с переносом столицы из Москвы в Крым. Например, в Севастополь или в Керчь. Да, современный уровень коммуникаций совершенно не требует нахождения оперативного центра управления государством «на передовой», однако сам факт переноса столицы показывает, как непосредственно подданным государства, так и сторонним наблюдателям – в чем состоит вектор, оперативный план развития государства на ближайшие годы, десятилетия и даже века.

Кстати, существует историческая спекуляция, согласно которой построение новой столицы на Балтийском море «с нуля» было для Петра «запасным вариантом». На первых порах основным вариантом рассматривалось – завоевание и придание столичного статуса Риге.

Однако, Рига была взята русскими войсками только к 1711 году, когда проект строительства Петербурга был уже запущен, да и к тому же по сиюминутным политическим причинам Петром было принято решение оставить формальную независимость Курляндскому Герцогству, столицей которого на тот момент Рига и была.

4) ЕВРОПА БОЛЬШАЯ ЧЕМ ЕВРОПА

Разумеется, новую столицу Империи ни в коем случае нельзя было назвать «русским» городом, в том смысле в каком понимались «русскими» Москва, Киев или Казань. Хотя и жили, и живут в нем русские люди (не «тоже русские», а именно такие же точно русские как в Новгороде, Саратове, в Крыму или на Камчатке – мысль, может быть, для кого-то и несколько неожиданная).

Петербург изначально планировался и строился как «идеальный» европейский город, в котором Петр стремился соединить все, что ему казалось лучшим, современным, передовым из того, что он увидел в Европе во время Великого Посольства. Лондон и Амстердам, Германия и Италия, Франция и Скандинавия – вот, что пытались воплотить в Петербурге и окружающих его императорских резиденциях Петр и его наследники.

Да, этот план удался. Русские люди не в первый, и не в последний раз показали, что они могут все, включая невозможное. В том числе и построить на ровном месте европейский город, превосходящий все другие европейские города. Какая европейская столица может сравниться с Петербургом? Лондон – столица империи, над которой не заходит солнце? Пожалуй, да. Это достойный соперник. Музейно-театральная Вена? Кукольные Копенгаген и Амстердам? Всё или слишком мало, или слишком старо, или просто некрасиво.

«Самый искусственный город на свете», - как характеризовал его Федор Михайлович Достоевский. Писатель, визионер, пророк. Коренной москвич, чье имя сразу вспоминается не только в России, но и во всем мире, как первая ассоциация к имени города Петербург.

Со времен Федора Михайловича прошло уже полтора века и искусственных городов, как относительно пригодных для жизни, так и непригодных совсем, на земном шаре создано уже немало, но на тот момент формулировка Достоевского была безукоризненна.

5) МЕДНЫЙ ВСАДНИК

В рамках предыдущего семинара мы рассматривали символизм Медного Всадника. Что это?

Русь, устремленная к небу? Россия, устремленная к новым земным свершениям?

Даниил Андреев безжалостен. Это памятник Жругру - демону российской государственности. И Петр I летит на нем, как Вакула на черте.

Демонический характер этого памятника, кстати, отлично уловил Пушкин (кстати, еще один коренной москвич, воспевший Петербург) в поэме «Медный Всадник», по сути первом произведении в жанре «хоррор» на русском языке.

Так куда же летит медный царь, оседлавший демона?

Ответ на этот вопрос был получен в 1917 году.

6) ЖРУГР СЫН ЖРУГРА

В феврале 17-го года выстроенная Романовыми Империя, по выражению Василия Розанова, «слиняла в три дня».

Уваровская триада «Православие. Самодержавие. Народность» оказалась симулякром. Вызванный Петром I демон в одно мгновение ушел в небытие. В никуда. В ничто.

Большевики и эсеры, принявшие в октябре 17-го на себя власть, создали фактически первое в истории России государство, которое декларировало свое происхождение от народа и ставившее своей целью благо народа. Насколько эта декларация была сопоставима с реальностью – показали ближайшие 70 лет, но сейчас мы немного о другом.

Да, существование Советской России на первых порах рассматривалось не более, как временное явление, до победы Мировой Революции и установления Всемирной Республики Трудящихся.

Однако, Мировая Революция не спешила реализовываться. Советская Республика была зажата в кольцо белогвардейцами и интервентами, а генералы белых армий уже рассматривали в бинокли кремлевские башни…

Что спасло «красный проект» от неминуемой, казалось бы, гибели? У Андреева есть ответ и на этот вопрос – договор с новым воплощением Жругра. Багровый Жругр – плоть от плоти старого демона, вызванного Петром.

Вот, еще совсем недавно территория РСФСР сжималась на карте как шагреневая кожа, а вот уже и интервенты поехали домой, Врангель и Деникин сброшены в Черное море, Красная Армия пробует себя в боях под Варшавой, и вот уже красное знамя реет практически над всей бывшей территорией Российской Империи – от Балтийского моря до Тихого океана.

Многие эмигранты, в первую очередь военные, сразу заметили сходство между Империей Старой и Империей Новой. Заметили и одобрили. И вот уже белые офицеры преподают на курсах повышения квалификации красных командиров. Военно-бюрократическая машина собирается и начинает работать. И также, как и раньше требует жертв – поэтов, священников, войнов, философов, ученых.

Красный проект практически полностью перемолол не только интеллектуальную и духовную элиту России - катастрофу пережило и русское крестьянство. Те крестьяне, что были получше - ушли в землю. Те, что были средними крестьянами – стали плохими горожанами. Те, что были никудышными – никудышными и остались.

Новое издание демона российской государственности оказалось, правда, не таким долговечным. Хватило всего на 70 с небольшим лет.

А затем пришел 1991-й год.

7) ILLIBERAL

В начале 92-го года мне, тогда еще совсем молодому человеку, попалась в руки статья в каком-то крайне либеральном издании, в которой автор рассматривал события связанные с развалом СССР в терминологии «Розы Мира».

Уицраоры, демиурги и прочие сущности и персонажи андреевского пандемониума разыгрывали на страницах журнала свои партии в привязке к актуальным событиям отечественной политики.

«Великая Преображенская Революция» - так автор именовал события августа 91-го года, например.

Правда, в конце материала автор настороженно сообщал о том, что он чувствует, как просыпается новый Жругр, новый демон российской государственности.

Надо отметить, что то, что пугает либералов - само по себе заслуживает внимания. Как минимум, с этим есть точки соприкосновения. Есть о чем поговорить.

Сам по себе Жругр не хорош и не плох. Он работает. Или не работает. Он всего лишь функция. Он illiberal. Illiberall ровно в той степени, в какой демон американской атлантистской государственности (Андреев называет его Стэббинг) является liberal.

8) ЧЕРТЕНОК №13

В итоге, новое издание Жругра прорвалось откуда-то из центра Земли к нам сюда поближе только к концу 99-го года. То ли слабенький оказался, то ли просто не спешил.

Надо сказать, что сравнение нового демона с его предками отнюдь не в пользу первого. Как-то все не так у него получается, не находите?

Помните старый советский мультик про чертенка №13? Ну, вот есть какой-то смешной кукольный ад, там есть взрослые черти, которые занимаются своими серьезными чертовскими делами и школа для маленьких чертей, которые еще только учатся докучать человечеству.

A propos – это тоже к вопросу о том, что показывали в телевизоре во времена СССР, да и продолжают показывать до сих пор.

Так вот, в школу поступает чертенок под номером 13 (у чертей нет своих имен, а только номера, как у спортсменов или гоночных автомобилей). Милый, несуразный, чем-то похож на Чебурашку, чем-то на бывшего премьера Медведева. За что не возьмется – все получается не так. Друзья, родители, старые черти-учителя от него в ужасе.

Ну, вот и у нас сейчас такой Жругр №13. Туповатый смешной неудачник. Вероятно, уже не очень надолго.

Как жить без охраны Жругра – мы уже проходили в 90-е годы. То ли не получилось, то ли просто забыли за последние 300 лет как это делается.

Да, и пример нам, по правде говоря, особо взять не с кого.

Разве что с самих себя. Очень-очень далеких.