Подростковое сознание Запада

Фото: Picryl
Фото: Picryl
27.03.2019

Случилось страшное – расследование специального прокурора Роберта Мюллера о сговоре Дональда Трампа с русскими закончилось ничем. Драма, за которой с ужасом и умилением следили в Белом доме и в России соответственно, закончена. Но это совершенно не значит, что русские не вмешивалась в дела США.

Конечно, вмешивались. Но не так, как это себе представлял спецпрокурор Мюллер. Мы залезли им прямо в мозг, посеяли сомнения, просто фактом своего независимого от Запада существования, своим суверенитетом и свободой мысли, тем, что сами определяем свою судьбу и без указки из Вашингтона развиваем свою государственность. Мы смотрели на их расследование, как взрослые смотрят на детей, вмешиваясь в их игру одним фактом своего присутствия.

По сути, американские прокуроры расследовали свои собственные шалости, американские преступления, прикинув их на себя – то есть, представляя, «как бы мы сами действовали в схожих обстоятельствах». Специальный прокурор Мюллер проверил всё, по пунктам, изложенным в методичках американских политтехнологов из серии – «Как свергнуть действующий режим не привлекая внимания». Или «Как провести на выборах президента своего кандидата для чайников». В общем, проверил всё, что сами американские технологии всегда используют везде.

Американские элиты просто не могли поверить в то, что какие-то там граждане США, да ещё при наличии страховки в виде института т.н. «выборщиков», могли сами, без вмешательства извне выбрать того, кто, похоже, решил камня на камне не оставить от глобалистских структур и их сетей по всему миру. Ведь если бы речь шла о самих США, они бы точно вмешались. Всегда вмешивались, и будут вмешиваться впредь.

Такова логика восприятия мира элитами Запада. Ничего не происходит само по себе. Если что-то произошло, значит, в этом был кто-то заинтересован (ну точно не народ США, эти вообще не в счёт). Если это были не американские элиты, а они все как один были за Хилари, значит, кто-то вмешался извне. Главный враг глобалистских американских элит – русские, значит точно они. Если они сделали ставку на Трампа, и он согласился сотрудничать (а иначе с чего бы они его поддерживали), значит, что-то от них получил – выгоду материальную или политическую, или и ту и другую, то есть вошёл с русскими в сговор.

Всё рационально, материалистично и цинично, в рамках параллельно перпендикулярного сознания типичного диурнического англо-саксонского политика, мыслящего простыми схемами. Собственно, так мыслит вся элита Запада – просто, рационально, материалистично, цинично и прагматично. Это так просто, что многим за пределами Запада в это даже как-то не верится. Не может быть всё так примитивно… Не верится, но факт, причём, доказанный научно.

Интересно в этом контексте обратить внимание на исследования одного из ярчайших учёных этносоциологов, - ученицы легендарного этнолога Франца Боаса, развившей его труды, - Маргарет Мид. Она занималась полевыми исследованиями в сфере этнографии, изучая традиционные этносы в Новой Гвинее и на острове Бали. Так вот, с точки зрения этносоциологии, что на многочисленных примерах и законах доказал ещё сам Франц Боас, в основе любого, даже самого сложного и социально дифференцированного общества в качестве отправной точки любого социума лежит этнос. 

Соответственно, этническое сознание является своего рода матрицей любого социально-политического устройства, какие бы ступени развития и социальные трансформации оно не пережило, всегда и в любом виде ему присуще базовое этническое сознание. На обширном этнографическом материале Маргарет Мид показывает, что в любом обществе, в основе которого лежит этнос, а это всякое общество, если следовать выводам Боаса, определяющей структурой мышления являются мифы, легенды и сказки, как бы они не вуалировались, не прикрывались внешней рациональностью и не облекались в научную оболочку.

Причём, чем взрослее и ответственнее человек, чем более он умудрён житейскими опытом и знаниями, чем больше ему пришлось пережить, тем большее влияние на его мышление, на его решения и действия оказывают мифы и легенды, в целом – сфера метафизического, нематериального, лежащего в области Духа. Таким образом, показывает Мид, духовность, сакральность, сложность мышления, основанного на мифологии и метафизике – это свойство, в первую очередь, взрослых, социально ответственных мужчин.

Если в рамках традиционного общества мужчина перестаёт верить в мифы, теряет связь с сакральным измерением и выпадает из сферы Духа – такой мужчина утрачивает свой статус, превращаясь в изгоя и аутсайдера. «Ха, - скажете вы, - так это когда было? Сейчас всё как раз наоборот, социальные стереотипы изменились». Да, изменились, но здесь речь идёт о традиционном обществе, о традиционных качествах и ориентациях, а сейчас в моде, особенно на Западе, всё нетрадиционное, те самые меньшинства, которые и определяют критерии; и тот, кто в традиционном обществе – изгой и лузер, в нетрадиционном – винер и образец для подражания.

Да, сейчас в приоритете другие ценности, и о них тоже пишет американский антрополог Маргарет Мид. Согласно её исследованиям, изданным, кстати, миллионными тиражами по всему миру, такими свойствами, как рационализм, скепсис, материализм и цинизм в традиционном обществе обладают… дети. Именно дети и подростки, до прохождения пубертатной инициации и полового созревания отличаются грубостью и прямолинейностью.

Мид замечает, что если взрослые в некоторых этносах считают, наприер, рождение младенцев приходом духов предков, то дети, напротив, склонны приписать это сексуальным действиям своих отцов и матерей на брачном ложе[1]. Или же если взрослые считают материальный обмен ценностями или товарами символическим актом поддержания баланса и символом проявления позитивной расположенности, будучи убеждёнными, что ради благополучия отдавать надо больше, чем получать, то дети, напротив, стараются накопить как можно больше ценных предметов для себя, а отдать как можно меньше.

При этом, дети и подростки как правило идут на всевозможные ухищрения ради обретения тех или иных ценностей, не считаясь с высокими нравственными законами своих более старших предков, игнорируя сферу духовного и высмеивая всё, что выходит за рамки примитивного, простого, доступного в ощущениях физического мира.

Можно было бы, конечно, заявить, что всё это те самые сказки, в которые так склонны верить взрослые ответственные мужчины традиционного общества, перенося их архетипы и символы на окружающую их действительность, если бы всё это не было так похоже, например, на стратегии современного капитализма, маркетинга и юридических ухищрений, столь противных зрелым традиционным обществам.

Читая описание этнологом Маргарет Мид повадок и поведения детей и подростков мира Традиции, невольно начинаешь сопоставлять их с поведением современного нам, контемпорального Запада и его политиков. В то время, как взрослые общества, древние цивилизации и культуры, насчитывающие многие столетия живут по священным правилам гармоничного взаимодействия и мотивируются законами экономики дара и разумного обретения, лишь общество Запада – этого абсолютного меньшинства человечества – с остервенением настаивает на законах тотального материального стяжательства, накопления, лжи, махинаций, обмана и их юридического прикрытия, выставляя всё это чуть ли не в качестве универсального поведенческого норматива для всего человечества.

Это только в подростковом сознании Запада обман – это путь к успеху, измеренному исключительно в материальных величинах. Это только дети готовы идти на ухищрения, чтобы присвоить себе как можно больше ракушек, стёклышек или песьих клыков, схоронив их затем подальше от глаз конкурентов – таких же детей или подростков. Это дети готовы обманывать ради получения порции сладкого, наговаривать на другого, подозревать приятеля в краже припрятанных конфет, жалуясь более взрослому на своего не столь изворотливого ребёнка-конкурента.

Взрослый же понимает всю глубину последствий, осознаёт меру ответственности и исходит из тех самых идеальных образов, архетипами описания которых являются сказки и мифы. Глядя сегодня на то, как меньшинства Запада ломятся не разбирая дороги к мировому господству, обманывая, хитря, подставляя, ложно свидетельствуя и обвиняя, убивая и истребляя конкурентов самыми изощрёнными способами ради всё большего контроля над ресурсами и финансами, невольно сопоставляешь поведение западных политиков с поведением детей и подростков.

Вот откуда их примитивная логика и прямолинейность, неприкрытое стремление к наживе и допустимость подлости и лжи. Ведь они носители подросткового сознания, не знакомого с культурой, мифологией и сакральными энергиями мировой гармонии и баланса. А значит и относится к ним надо как к зарвавшимся подросткам. То есть, по взрослому.

[1] Мид М. Культура и мир детства // М.: Наука, 1988. 

Источник: Взгляд