ПРИМЕНЕНИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЖИМА НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВО

28.07.2017

Стремление России утвердить свое положение в многополярном мире в условиях современного процесса глобализации и на фоне политической и экономической нестабильности делают проблему санкций весьма актуальной.

Для современной России все более очевидным становится приоритет политики национальной безопасности. Усиленно внедрявшийся в сознание населения на этапе перехода к рыночной экономике тезис о бесконфликтности существования в рамках мировой рыночной системы оказался несостоятельным.

Поступательное усиление позиций России вызвало серьезное сопротивление со стороны «коллективного» Запада.
Государственный переворот на Украине, возникший в результате политико-экономического кризиса и целенаправленно поддержанный западными странами, привел к фрагментации Украины как целостного государства и началу гражданской войны. Вблизи границ России был создан очередной очаг нестабильности напрямую угрожающий национальной безопасности. Новая политическая власть в Киеве способствовала разгулу радикального национализма и использовала его в решении собственных геополитических задач.

Воссоединение Крыма с Россией и попытки Запада обвинить Москву в разжигании гражданской войны на юго-востоке Украины стали поводом для серьезного экономического и политического давления в виде санкций, которые подразумевали запрет на въезд для отдельных лиц и запрет на экономическую деятельность ряда российских компаний. Впоследствии санкции приобрели выраженный инструмент внешнеполитического давления на Россию и ее руководство и последовательно расширялись под влиянием международной конъюнктуры.
Как справедливо ранее отметил российский лидер В.В.Путин – раскручивание американцами санкционной спирали не просто жесткая реакция на шаги России, а неотъемлемая часть внешнеполитической стратегии пресловутого «сдерживания», которая исторически свойственна западному мышлению: «Это не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и госпереворотом на Украине и даже не в связи с так называемой «крымской весной». Уверен, что если бы всего этого не было…, то придумали бы какой нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше – использовать в своих интересах».

Долгосрочные контуры стратегии США по «сдерживанию» России определены в официальных документах стратегического планирования. Так, еще в принятой в период президентства Обамы Стратегии национальной безопасности (US National Security Strategy, February 2015) недвусмысленно указывается на необходимость борьбы с «российской угрозой» различными средствами: «…мы продолжим наращивать высокие издержки для России посредством введения санкций и использования других средств, противопоставляя лживой пропаганде Москвы неприукрашенную правду...Мы будем сдерживать агрессию России, внимательно отслеживая ее стратегические возможности, а также помогать нашим союзникам и партнерам противостоять российскому принуждению в течение длительного времени, если будет необходимо». 

Таким образом, для Вашингтона и их союзников санкционное давление на России становится универсальным механизмом реализации глобальных разнонаправленных геополитических задач на современном этапе.

С помощью нелегитимных санкций на Западе пытаются достигнуть следующих целей:

• изменить внешнеполитическую позицию России по важным международным вопросам (прежде всего, по Украине, Сирии), параллельно используя риторику о глобальной «российской угрозе», существенно ограничить влияние Москвы на мировые процессы и усилить собственное;

• путем наращивание нефтедобычи внутри США, а также с помощью давления на Саудовскую Аравию и ОПЕК добиться нестабильности на нефтяных рынках с целью сокращения доходов России;

• ослабить российскую экономику с целью снижения конкурентной борьбы на внешних рынках (в основном в энергетическом, финансовом секторах и ВПК), ограничить присутствие российских компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. При помощи политических и информационных инструментов, игнорируя основы рыночной конкуренции, американские и частично европейские (в основном британские) компании получают возможность увеличить свою долю на рынке Европы;

• создать препятствия реализации Россией крупномасштабных проектов по добыче природного газа и строительству газопроводов («Южный поток», «Северный поток-2»), нивелируя экспорт российского природного газа на Запад, в том числе ограничивая доступ России к передовым мировым технологиям, необходимых для извлечения трудноизвлекаемых природных ресурсов;

• усложнить социально-экономическую ситуацию внутри страны, как следствие, дискредитировать политическое руководство России и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию с последующей организацией неконституционной смены власти (сценарий «цветной революции»). Расчет строится на том, чтобы нелегитимными международными экономическими санкциями и финансовым давлением создать политические условия для государственного переворота как «в низах», так и «в верхах»: а) ухудшение качества жизни населения повлечет массовые протесты, подталкивая граждан к смене руководства страны; б) давление на определенные круги политической элиты способствует их переориентации на Запад (при сохранении видимой лояльности высшему руководству страны) и выступлению в пользу сил деструктивной оппозиции.

Если первые пункты носят долгосрочный характер, то последний актуален в краткосрочной перспективе. В условия предстоящего электорального цикла перед президентскими выборами 2018 г. на Западе будут активно предпринимать любые действия для хаотизации общественно-политической ситуации в России. Санкции будут использоваться в качестве одного из инструментов давления.

Так в июне 2017 г. на брифинге представитель Белого дома Сара Сандерс сообщила, что США сохранят антироссийские санкции до разрешения украинского кризиса и считают их «лучшим инструментом» воздействия на Москву.  Совершенно очевидно, что разрешение украинского кризиса имеет долгосрочный характер, а усиление санкционного давления на Россию этому не способствует, а, напротив, в условиях острой необходимости выстраивания ответственного и конструктивного диалога, вынуждает вводить ответные меры, тем самым лишь усиливая конфронтацию.

Слова официально представителя Белого дома подтверждаются действиями. В июле 2017 г. Палата представителей США одобрила законопроект, который усиливает санкции в отношении физических лиц и отдельных отраслей российской экономики (в основном - финансовый сектор, энергетические компании, и ВПК – жизненно важные сферы российской экономики). Примечательно, что синхронно послы 28 стран Евросоюза согласовали введение санкций против России в связи с ситуацией вокруг поставки турбин Siemens. И это несмотря на негативное отношение ведущих стран Европы по отношению к новому пакету ограничений, которые больно бьют по их собственной экономике в условиях растущей потребности в российских энергоресурсах.

Законопроект также предусматривает выделение $250 млн. на 2018 и 2019 гг. специальному созданному фонду по противодействию российскому влиянию. Средства среди прочего предназначены для обеспечения защиты от кибератак критической инфраструктуры и избирательных систем отдельных стран, а также на борьбу с коррупцией и укрепление правовых институтов, что направлено на расширение сети американского влияния в критически важных регионах мира и противодействие «мягкой силе» России.

Претендовать на финансовую помощь смогут страны — члены НАТО или ЕС, а также страны, которые якобы подвержены российскому влиянию и испытывают нехватку средств для ответа на российскую агрессию (например, такие страны как Албания, Босния и Герцеговина, Грузия, Македония, Молдавия, Косово, Сербия и Украина). Проект также предполагает старт пилотной программы для американских дипломатов, в рамках которой они пройдут курсы для работы в  таких странах. Направления деятельности говорят сами за себя — борьба с коррупцией, укрепление верховенства права и построение гражданского общества, создание медиа- и некоммерческих организаций. 

Особо стоит отметить непрекращающиеся попытки США повлиять на представителей российской элиты, рассматриваемой в качестве возможного проводника влияния («5-й колонны») в России в связи с различными экономическими и  иными потерями, которые могут подтолкнуть ее к антигосударственным действиям изнутри. Так, например, планируется, что Минфин совместно с разведкой США должны будут ежегодно направлять в Конгресс доклад с информацией о российских олигархах близких к Кремлю и правящей элите.

Несмотря на очевидный обоюдный ущерб и экономические издержки, санкционное давление на Россию все равно продолжится, так как имеет перед собой, прежде всего, политические цели, являющиеся основной долгосрочного внешнеполитического планирования США.