Проблема миграции в современном мире

27.03.2013

 

1 Проблема миграции в современном мире

Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Более полувека назад с принятием Всеобщей декларации прав человека[1] право на свободу передвижения получило международное признание. Статья 13 этой Декларации гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства» и «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

С 1990-х годов правительства многих стран начали осознавать несоответствие постоянно усложняющегося характера нынешних потоков мигрантов традиционным институциональным и юридическим системам обращения с иммиграцией, в соответствии с которыми каждая категория мигрантов получала свое четкое и недвусмысленное определение. Эта озабоченность привела к переоценке международных инструментов в области миграции. Ряд правительств счел более не соответствующим нынешнему положению дел существующий международный режим предоставления убежища, определенный Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженца, 1967 года к ней. Усилия Международной организации труда добиться ратификации международных конвенций о трудящихся-мигрантах натолкнулись на серьезную оппозицию значительного числа стран. Результаты работы, проделанной под эгидой Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, указывают на неудовлетворительное обеспечение государственными органами прав человека применительно к мигрантам в большинстве регионов мира на фоне сообщений о росте проявлений расизма, ксенофобии и иных форм дискриминации в отношении мигрантов, бесчеловечного и унизительного обращения с ними[2].

Как отмечалось на состоявшейся в 1994 году Международной конференции по народонаселению и развитию, упорядоченная международная миграция может оказать позитивное воздействие как на страны происхождения, так и на принимающие страны. Миграция может также способствовать передаче навыков и культурному обогащению[3]. Подавляющее большинство мигрантов вносит весомый вклад в развитие принявших их стран. В то же время во многих странах происхождения международная миграция влечет за собой потерю человеческих ресурсов, а в принимающих странах она может привести к экономическим трудностям и социально-политической напряженности.

Озабоченность расширением масштабов дискриминации мигрантов, ненадлежащего и жестокого обращения с ними, о котором сообщали правительства стран, из которых выезжали мигранты, а также неправительственные организации, занимающиеся проблемами прав человека, привела к назначению в 1997 году Комиссией Организации Объединенных Наций по правам человека Специального докладчика по правам человека мигрантов. Комиссия также создала Рабочую группу правительственных экспертов в области прав человека мигрантов с задачей собирать всю имеющую отношение к делу информацию о существующих препятствиях к эффективной и всесторонней защите прав человека мигрантов и разрабатывать рекомендации по усилению пропаганды, защиты и осуществления прав человека мигрантов.

Основной вывод, сделанный Рабочей группой, заключается в том, что во многих регионах мира правительствам прекрасно известно об ухудшении положения дел с соблюдением прав человека мигрантов, но они редко сообщают о принятых мерах по исправлению такого положения. В результате этого лица, нарушающие права человека в отношении мигрантов, зачастую делают это безнаказанно. Ситуация показывает, что в глазах общественного мнения, а также по мнению лиц, определяющих политику, соблюдение прав человека мигрантов не выглядит такой же серьезной обязанностью, как соблюдение прав человека собственных граждан.

Сложившееся положение дел в значительной мере отражает как преобладание антииммигрантских настроений, так и тот факт, что общества стран пребывания приписывают мигрантам более низкий правовой и социальный статус. Тем не менее частично это объясняется и тем, что нарушения прав человека мигрантов часто совершаются в отношении н имеющих документов мигрантов. Государственные органы часто воспринимают признание прав человека за не имеющими документов мигрантами как подрыв права государства на обеспечение законности; этот вопрос приобретает особое значение в случаях, когда пресечение нелегальной миграции занимает приоритетное место в программах деятельности правительств.

Система Организации Объединенных Наций занимается различными аспектами международной миграции. Например, Секретариат Организации Объединенных Наций занимается сбором, анализом и распространением информации о масштабах, тенденциях и национальной политике в области международной миграции. Другие органы системы Организации Объединенных Наций занимаются такими вопросами, как права человека, лица, перемещенные внутри страны, воссоединение семей, нелегальные мигранты, незаконный провоз мигрантов через границы и социально-экономическая интеграция мигрантов. Кроме того, специализированные учреждения системы занимаются вопросами, входящими в их компетенцию и в их мандаты, в частности такими, как потоки рабочей силы, беженцы и лица, ищущие убежища, а также денежных переводов мигрантов.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно рассматривала вопросы, касающиеся международной миграции и развитии. В своей резолюции[4] Генеральная Ассамблея призвала систему Организации Объединенных Наций и другие соответствующие организации продолжать рассматривать вопрос о международной миграции и развитии и оказывать должную поддержку процессам и деятельности в области международной миграции и развития. В ответ на эту резолюцию, а также в целях предоставления Генеральной Ассамблее дополнительной информации относительно международной миграции Отдел народонаселения Организации Объединенных Наций организовал в июле 2002 года первое общесистемное координационное совещание, посвященное международной миграции.

Внимание к вопросам международной миграции на глобальном, региональном и национальном уровнях возросло после принятия Генеральной Ассамблеей в 2003 году решения о проведении Диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития в 2006 году. Растет число субъектов, активно занимающихся пропагандой позитивных аспектов международной миграции. Динамика народонаселения и реструктуризация экономик содействуют более четкому осознанию лицами, ответственными за принятие решений, ключевой роли, которую играют международные мигранты в удовлетворении спроса на рабочую силу в конкретных секторах и в поддержании международных сетей, необходимых для функционирования глобальной экономики. В результате растет число правительств, осознающих тот факт, что международная миграция является неотъемлемой частью процесса развития и функционирования современных экономик. Однако в результате финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, и последовавшего за ним экономического кризиса произошел рост безработицы в глобальных масштабах, особенно в развитых странах, которые являются основными пунктами назначения для международных мигрантов, что снижает уровень ожиданий в отношении будущих тенденций в области международной миграции.

Данных о влиянии кризиса на миграцию в развивающиеся страны немного. В 2010 году количество мигрантов из развивающихся стран, живущих в других развивающихся странах (73 миллиона), и количество мигрантов из развивающихся стран, живущих в развитых странах (74 миллиона), практически сравнялось. Имеются данные о потере работы и возрастающих оттоках трудящихся-мигрантов из Объединенных Арабских Эмиратов в связи с приостановкой инфраструктурных проектов стоимостью 582 млрд. долл. США, но некоторые из этих мигрантов нашли работу в других странах Залива. Имеются данные о сокращении количества выданных разрешений на работу или о непродлении таких разрешений в других странах Азии, импортирующих рабочую силу, включая Казахстан, Малайзию, Республику Корея, Сингапур и Таиланд[5].

2 Международная организация по миграции и основные сведения о мигрантах

Международная организация по миграции (МОМ), созданная в 1951 году, является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с международными правительственными и неправительственными организациями.

В МОМ входят 146 государств-членов, еще 13 стран имеют статус наблюдателей. Отделения организации действуют более чем в 100 странах. С момента создания в 1951 г. организация помогла более чем 11 млн. человек. Задача МОМ – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Для решения этой задачи МОМ оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам и мигрантам.

Деятельность МОМ направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.

В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей на свободу передвижения.

Деятельность МОМ по регулированию миграции осуществляется по четырем основным направлениям:

·          миграция и развитие;

·          содействие миграции;

·          регулирование миграции;

·          вынужденная миграция.

Мероприятия МОМ, охватывающие все эти направления, направлены на содействие развитию международного миграционного законодательства, организацию дискуссий и подготовку рекомендаций по вопросам миграционной политики, защиту прав мигрантов, решение вопросов здравоохранения и защиты прав женщин в связи с процессами миграции.

Сегодня общее число лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло самого высокого за всю историю уровня — 214 миллионов человек, в то время как 10 лет назад эта цифра достигала 150 миллионов. В миграционный оборот втянуто 3,1% населения из 218 стран мира. Процентное соотношение мигрантов широко варьируется по странам. Страны, имеющие высокий процент мигрантов – Катар (87%), ОАЭ (70%), Иордания (46%), Сингапур (41%) и Саудовская Аравия (28%). Самый низкий процент жителей других стран среди населения Словакии (2,4%), Японии (1,7%), Нигерии (0,7%) и Индонезии (0,1%). Шесть из десяти международных мигрантов (128 миллионов) сегодня проживают в развитых странах и большинство из них (74 миллиона) являются выходцами из развивающихся стран[6]. Хотя экономический кризис замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 миллиона человек в период 2000–2005 годов и на 10,5 миллиона человек в период 2005–2010 годов.

Снижение чистого прироста количества международных мигрантов в развитых странах между этими двумя периодами происходит на фоне противоположной тенденции в развивающихся странах, где количество мигрантов за период 2000–2005 годов возросло на 4,0 миллиона человек, а за период 2005–2010 годов — на 8,2 миллиона человек. Однако этот прирост объясняется главным образом увеличением числа беженцев. Так, если за период 2000–2005 годов количество беженцев в развивающихся странах уменьшилось на 1,1 миллиона человек, то за период 2005–2010 годов оно возросло на 2,7 миллиона человек. Без учета беженцев прирост числа других типов мигрантов в развивающихся странах мог бы происходить примерно одинаковыми темпами в течение обоих периодов: 5,1 миллиона против 5,5 миллиона. К 2010 году в развивающихся странах проживало 86 миллионов международных мигрантов, в том числе 14 миллионов беженцев[7].

Произошло сокращение потоков стихийной миграции. Согласно данным о стихийной миграции в Соединенные Штаты, она начала снижаться в 2007 году и в 2008 году эти темпы ускорились. В Европейском союзе количество мигрантов, не имеющих законного статуса и работающих в государствах — членах ЕС, снижается, как и количество отказов на пересечение границы. Растет также количество выездов мигрантов, не имеющих законного статуса[8].

На усиление миграционных процессов в будущем будут влиять: дальнейшая глобализация экономики; рост экономического различия между богатыми и бедными странами; различия в социальных, политических и религиозных свободах между странами будут заставлять людей искать через миграцию способы улучшения своей жизни; возможные политические и гражданские конфликты могут заставить искать людей более безопасные места жительства; прогрессирующая деградация окружающей среды и т. д. По прогнозам MOM ООН, к 2030 г. показатель миграционной активности населения в мире составит около 300 млн. человек[9].

3 Политика в области международной миграции в целях развития в странах происхождения

Доклад ПРООН о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие»[10] содержит обновленный обзор мер, благодаря которым международная миграция может принести пользу странам происхождения. В нем идет речь о том, как помогают членам семей мигрантов их денежные переводы, которые являются одним из средств, позволяющих улучшить здоровье и повысить образовательный уровень. Признается тот факт, что международная миграция содействует сокращению масштабов нищеты, но при этом подчеркивается, что ее воздействие не следует рассматривать в отрыве от более широких местных и национальных усилий по борьбе с нищетой и за развитие человеческого потенциала.

В докладе отмечается, что влияние международной миграции на национальную экономику стран происхождения носит комплексный характер и с трудом поддается оценке. Изучение воздействия денежных переводов на долгосрочный экономический рост свидетельствует о том, что зачастую оно невелико, главным образом потому, что такое воздействие зависит от местных институтов и общей стратегии развития. Сами по себе денежные переводы не могут устранить структурные проблемы в области экономического роста, социальных преобразований и улучшения системы управления, которые характерны для многих стран с низким уровнем развития человеческого потенциала. Тем не менее, международная миграция может заложить основу для создания сетей, содействующих распространению знаний, инноваций и взглядов, которые могут способствовать развитию. Вызываемые миграцией изменения социального и культурного характера могут серьезно повлиять на предпринимательскую деятельность, общинные нормы и политические преобразования, а такие процессы зачастую приносят реальные плоды через несколько поколений.

Все большее число стран разрабатывают новаторские пути вовлечения в жизнь страны своих эмигрантских общин («диаспор»), в том числе путем направления коллективных денежных переводов на поддержку конкретных проектов развития. Некоторые страны, испытывающие в настоящее время нехватку капитала, которая угрожает экономическому росту и созданию рабочих мест, рассматривают возможность мобилизации поддержки своих мигрантов за рубежом путем выпуска «облигаций для диаспоры» или уже приступили к такой работе. Для инвесторов такие облигации являются одним из средств оказания помощи своим странам происхождения, используя при этом инвестиционные возможности. К числу стран, которые выпустили или планируют выпустить «облигации для диаспоры», относятся Израиль, Индия, Непал, Руанда, Сальвадор, Филиппины, Эфиопия и Шри-Ланка[11].

Среди потенциально неблагоприятных факторов воздействия международной миграции озабоченность развивающихся стран вызывает эмиграция высококвалифицированных кадров, особенно если она касается работников сферы здравоохранения, услуги которых имеют важнейшее значение для достижения соответствующих целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия[12].

Глобальный форум по миграции и развитию представляет собой добровольный, неправительственный, необязательный и неформальный консультативный процесс, сформировавшийся по итогам прошедшего в 2006 году Диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития. Его цель заключается в обсуждении многогранных аспектов, возможностей и проблем, связанных с международной миграцией и ее увязкой с развитием, для объединения опыта правительств стран всех регионов, укрепления диалога, сотрудничества и партнерства и содействия реализации практических и ориентированных на конкретные действия результатов на национальном, региональном и глобальном уровнях. Он связан с Организацией Объединенных Наций через посредство Специального представителя Генерального секретаря по вопросам международной миграции и развития и представляет свои доклады ей через Генерального секретаря[13].

8 ноября 2010 года в Мексике начал работу четвертый Глобальный форум по миграции и развитию. Цель Форума — обсудить пути укрепления партнерства в области миграции и развития. Основное внимание было уделено защите прав мигрантов, в том числе нелегальных.

Для участия в нем прибыли свыше пятисот представителей из 150 стран мира, в том числе Верховный комиссар по правам человека Нави Пиллэй, которая является сопредседателем Группы по проблемам глобальной миграции. Следует отметить, что Группа состоит из представителей 14 учреждений системы ООН и международных финансовых институтов. Участники группы неоднократно призывали все государства укрепить меры по борьбе с ксенофобией, расизмом и дискриминацией в отношении нелегальных мигрантов, а также обеспечить правую защиту этой категории населения.

Выводы

Международной миграции с ее сложным взаимодействием множества социальных, экономических и политических факторов и их последствиями уделяется теперь первоочередное внимание как в национальной, так и в международной повестке дня. В последние несколько лет во все большем числе стран серьезную обеспокоенность вызывает проблема иммиграции. В последнее время в связи с событиями 11 сентября 2001 года ряд стран еще более ужесточили свою политику в отношении иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища.

Проблемы международной миграции остаются в числе приоритетных вопросов повестки дня ООН. В сентябре 2006 года на Генеральной Ассамблее ООН впервые был проведен диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, в 2013 году планируется провести вторую подобную встречу.

Основной информационной базой для анализа тенденций и перспектив международной миграции служит Глобальная база данных по миграции, поддерживаемая Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

ООН занимается различными аспектами международной миграции. В частности, входящая в ее состав Международная организация по миграции совместно со своими партнерами в международном сообществе в рамках содействия правительствам и гражданскому обществу многих государств осуществляет такие программы, как:

  • миграция в гуманитарных целях (оказание помощи людям, пострадавшим от конфликтов и их последствий, беженцам и репатриантам, перемещенным лицам, как в пределах своей страны, так и за рубежом, лицам, желающим воссоединиться со своей семьей);
  • миграция в целях развития (обеспечение притока квалифицированной рабочей силы в государства с учетом приоритетов их развития, потребностей и интересов местного населения в принимающих странах);
  • программы технического сотрудничества (предоставление консультативных услуг в области миграции правительствам, межправительственным и неправительственным организациям, разработка необходимых комплексных мер для решения проблем миграции в меняющейся международной обстановке, а также укрепление собственного потенциала государств путем обучения персонала служб, ведающих регулированием миграции, и оказания им технической поддержки);

осуществляет исследования и анализ информации (проведение региональных и международных семинаров и конференций для обсуждения проблем миграции, исследования причин и последствий миграционных процессов, положения и потребностей мигрантов, разработка и проведение информационных кампаний).




[1]Всеобщая декларация прав человека// Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

[2]Доклад о мировом социальном положении «Социальная уязвимость: источники и задачи». Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам. A/58/153/Rev.1 2003.

[3]Доклад Генерального секретаря «Международная миграция 2002». Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. A/65/203.

[4] Резолюция 56/203  Генеральной АссамблеиОрганизации Объединенных Наций от 21 декабря 2001 года.

[5]Khalid Koser, “The impact of the global financial crisis on international migration”, The Whitehead Journal of Diplomacy and International Relations, vol. XI, No.1, winter/spring 2010, pp. 13–20.

[6] Щербакова Е.М. Международная миграция: тенденции и перспективы//«ДемоскопWeekly», №399-400, 23 ноября – 6 декабря 2009 г.

[7] Trends in international migrant stock: the 2008 revision, United Nations Department of Economic and Social Affairs, POP/DB/MIG/Rev.2008.

[8] “Mexican immigrants: how many come? How many leave?” Jeffrey S. Passel and D’Vera Cohn (Pew Hispanic Center, Washington, D.C., 2009) and “The impact of the global economic crisis on illegal migration to the EU” (Frontex, Warsaw, 2009), pp. 13–20.

[9]Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. С.24

[10] Доклад о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие» (ПРООН). Издательство «Весь Мир», 2009.

[11] Доклад о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие» (ПРООН). Издательство «ВесьМир», 2009.

[12] United Nations Population Division, Health Workers, International Migration and Development (Population Facts No. 2010/2/E), March 2010. United Nations Population Division, Health Workers, International Migration and Development (Population Facts No. 2010/2/E), March 2010.

[13]Доклад Генерального секретаря «Международная миграция и развитие»// Глобализация и взаимозависимость.// Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. A/65/203. 2 August 2010.