В защиту Адама Смита

19.07.2018

Сегодня огромное значение и внимание уделяется критике неолиберальной модели экономики, глобализации, действиям транснациональных корпораций, последствий влияния Бреттон-вудской системы и программ Всемирного банка, нефтедолларам и транзакциям, оффшорам, биржевым спекуляциям и криптовалютам. Все эти элементы, будучи частью глобальной системы, в то же время являются следствием доминирования определенного мировоззрения.

Многие видят в этом некую преемственность, которая проходит красной линией от идей отца политической экономии Адама Смита до Милтона Фридмана.

Справедливости ради нужно отметить, что идеи Адама Смита часто незаслуженно критикуются по причине приписывания им хищнического характера, что легло в основу британского империализма. На самом деле Адам Смит был сторонником политики фритредерства, а некоторые его фразы, например о «невидимой руке», получили превратные толкования.

В книге IV "О системах политической экономии" своего фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит пишет, что любой человек, имеющий капитал и вкладывающий его в какое-либо дело, "имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения".1 Ни о каком рынке (имеется в виду широко распространенный и приписываемый Адаму Смиту тезис о «невидимой руке рынка» нет и речи. Под невидимой рукой Адам Смит имел в виду непосредственно божественное вмешательство, что подтверждается его другим, более ранним трудом «История астрономии». В разделе «О происхождении философии» Смит, описывая отношение древних народов к объектам природы, отмечал, что «такой объект представляется действующим по воле и намерению некой невидимой (invisible) и расчетливой (designing) силы. Например, море, которое покоится в штиль и вздымается в шторм по благостному желанию Нептуна».2 Буквально через несколько предложений Смит говорит о «невидимой руке Юпитера».3 А в своем экономическом опусе Адам Смит лишь повторил старый тезис о «невидимой руке» без какой либо конкретизации.

Первое исследование о «невидимой руке» появилось только в 1971 г.4 А совсем недавно термин был использован председателем ФРС США Бен Бернанке, который сказал, что "Адам Смит называл систему свободного рынка "невидимой рукой", а также, что "рыночный подход - это регулирование невидимой рукой, которая направлена на то, чтобы согласовать стимулы участников рынка с целями регулятора".5

Как видим, "невидимая рука рынка" - это измышление американских неолибералов, которые извратили многие идеи классического либерализма (не только в экономике, но и в политике).

Ну а о роли религии в экономической и любой другой деятельности Адам Смит высказался довольно ясно: «благоволение народа сохраняет устоявшиеся религиозные формы и церемонии долгое время после того, как исчезают обстоятельства, впервые вызвавшие их к жизни и делавшие их разумными».6

Однако нужно отметить, что за несколько столетий до выхода трудов «отца современной экономики» практически все те же идеи высказал мусульманский ученый берберского происхождения Ибн Халдун в своем труде «Мукаддима» (Введение в историю).7

Поэтому подход, указывающий на исключительную роль Запада в развитии современной капиталистической системы, видится, с одной стороны упрощенным, но с другой показывает, что как и при трансформации различных политических проектов, экономические модели также претендовали на универсальность, но финальная мировая победа в ХХ века досталась либеральному капитализму и его деривативам. Крайне интересно, что если среди политических теорий марксизм появился из классического либерализма (фактически Карл Маркс пересказал Адама Смита с небольшими вариациями и собственными дополнениями), а фашизм сделал ставку на буржуазно-государственную систему, то и в экономике первенство занял либерализм с внутреннем стержнем определенной религиозной традиции, тогда как попытки других религий влиять на общественно-экономическую жизнь (даже если это были официальные религии государства или большинства граждан страны) в мировом и даже региональном масштабе потерпели поражение. И если в некоторых странах во внутренней политике еще можно увидеть попытки следовать своим уникальным морально-этическим установкам, которые непосредственно связаны с экономическим укладом, то о какой-либо конкуренции либо альтернативе глобального уровня говорить не приходится.

1 Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016. С. 443

2  Там же. С. 909.

3 Там же. С. 910.

4 A. Macfie, ‘‘The Invisible Hand of Jupiter,’’ Journal of the History of Ideas 32 (1971): 595–99

5 Ben S. Bernanke, Financial Regulation and the Invisible Hand, April 11, 2007

https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20070411a.htm

6  Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016. С. 710.

7 Ибн Халдун. Введение (ал‑Мукаддима). Cоставление, перевод с арабского и примечания А.В. Смирнова https://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_t.htm