Военное сотрудничество арабских стран
«Великая стратегия» или «The Grand Strategy» - это базовые концепции, лежащие в основе стратегий и политики национальной безопасности, а также общей политики государства или группы стран. Примеров тому множество: после Второй мировой войны и начала холодной войны высшей стратегией США было «сдерживание» или «Containment» Советского Союза, на основе которого появились международные союзы и положения военные базы, а также были установлены особые отношения США с Японией, Австралией и странами Западной Европы.
В Египте, великая стратегия была основана на «неприсоединении» в борьбе эпохи Холодной войны и на сосредоточении внимания на трех жизненно важных сферах внешних действий: арабской, африканской и исламской. Во многих арабских странах эта стратегия не была заявлена с такой ясностью, поэтому тенденция к Советскому Союзу в прошлом или к особым отношениям с Соединенными Штатами до и после окончания холодной войны были самым надежным гарантом принятия стратегических решений. И когда казалось, что европейский опыт достиг стадии европейского объединения, область стратегических согласований расширилась, включив в себя Европейский Союз, США и их союзников в Японии и Австралии. Это не означало исключения особых отношений Египта с арабскими или исламскими странами.
В некоторых случаях стратегии были связаны с конкретными идеологиями, поэтому коммунизм и его распространение стояли за многими глобальными и локальными действиями и стратегиями Москвы при СССР. С другой стороны, капитализм и либерализм стоят за многими глобальными политиками Вашингтона. И фактически, капитализм и либерализм полностью распространились после окончания холодной войны, распада Советского Союза и Варшавского договора.
Затем американцы воспользовались распадом Советского Союза и озабоченностью России своими внутренними делами в 90-х годах прошлого века и начали атаки на исламский мир, так что произошло вторжение в Ирак и Афганистан.
Сейчас известно, что неоконсервативные сторонники жесткой линии рассматривали вторжение как прелюдию к переменам в Каире, Эр-Рияде и в остальных странах региона БВСА в направлении демократии или в более узком смысле творческого хаоса и реализации планов нового ближневосточного проекта.
Фактически, за этим стояла позиция администрации Обамы в отношении якобы «арабской весны», поскольку были арабские страны, которые были против присоединения к либеральной и светской западной идеологии, поэтому было необходимо воспламенить революции «арабской весны» с целью свержения этих правящих режимов, и то, что произошло в Египте в 2011 году, является хорошим тому подтверждением.
Действия бывшего президента США Дональда Трампа по шантажу Королевства Саудовская Аравия на протяжении всего срока его полномочий - ярчайшее свидетельство политики США в отношении стран ближневосточного региона. Трамп выбрал Саудовскую Аравию в мае 2017 года в качестве первой остановки в своих зарубежных поездках после прибытия в Белый дом. Результатом этого визита стали огромные контракты на 360 миллиардов долларов, из которых 110 миллиардов были проданы в сфере продажи американского оружия Саудовской Аравии. С целью противодействия тому, что они видят как общие угрозы со стороны Ирана и «террористических» организаций. Трамп был смелым в своем требовании для Саудовской Аравии больших сумма денег, что, по его мнению, было правом американцев, потому что Америка оказывала и продолжает оказывать услуги Саудовской Аравии.
Результат этих комбинированных условий, в дополнение к текущим геополитическам положенням на БВСА, прямо навязывает арабским странам принимать две общие стратегии: первая - это самообеспеченность и ориентация на применение полной самодостаточности в области вооружений, продовольственной безопасности и других важных стратегических отраслей, что является высокозатратной стратегией, но необходимые человеческие и финансовые ресурсы доступны в арабских странах. Второй - это баланс сил, который сдерживает цену агрессии против ее исполнителей, что дает возможность в равных переговорных процессах решать различные проблемы региона и строить эффективную региональную систему безопасности, которая предотвращает угрозы и допускает отношения сотрудничества выгодно всем.
Исходя из вышеизложенного, три наиболее важных арабских страны, а именно Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ, решили создать ядро альянса для противодействия иранским и турецким амбициям и влиянию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Эти три страны провели интенсивную серию совместных военных маневров в течение последних шести лет, что представляет собой настоящий союз с военными, политическими аспектами и экономическим.
Одним из серьезных шагов альянса стало заключение соглашений о планировании морских границ между Египтом и Королевством Саудовская Аравия, которые впервые открыли двери для эксплуатации Египтом и Саудовской Аравией своих экономических зон в Красном море. А во-вторых, открыли двери реконструкции пустыни на египетском Синайском полуострове и северо-западе Саудовской Аравии в рамках совместный проект «NEOM». Кроме того, недавно ОАЭ договорились с Египтом об учреждении инвестиционного фонда в размере 20 миллиардов долларов, который способствует расширению сотрудничества в различных областях и для реализации совместной стратегии эффективного альянса для прекращения продолжающихся войн в регионе и противодействия вмешательству региональных и мировых держав в делах арабских стран.
В марте 2015 года в египетском городе Шарм-эль-Шейх во время конференции на высшем уровне арабских государств на 26-й сессии Лиги арабских государств Египет под руководством президента Абд Эль-Фаттаха Ас-Сиси выступил с инициативой создания объединенных арабских вооруженных сил, чтобы иметь возможность быстро вмешаться, чтобы противостоять любым угрозам арабской национальной безопасности.
Среди наиболее важных вызовов, стоящих перед формированием объединенных арабских вооруженных сил: крах и распад регулярных армий в ряде арабских стран, таких как Сирия, Ирак, Ливия и Йемен (из-за бушующих в этих странах гражданских войн, а также из-за деятельности террористических группировок, таких как Аль-Каида и ИГИЛ). Помимо отсутствия единства и консенсуса между арабскими странами; кроме того, формирование этих сил требует пересмотра устава Лиги арабских государств и статей соглашения о совместной обороне арабских стран.
Стоит отметить, что государства-члены Совета сотрудничества стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Эмираты, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман) уже создали вооруженные силы под названием «Силы защиты полуострова», которые призваны защищать безопасность Персидского залива и сдерживать любые агрессия против арабских стран Персидского залива.
На основе сил «Полуостровного щита» и коалиции «Решающий шторм» в Йемене можно сформировать сильный арабский военный альянс или «арабское НАТО» в свете изменений в особенностях геополитического ландшафта в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
В заключение представим классификацию самых мощных арабских армий на 2020 год по данным американского сайта «Global Fire Power», который ежегодно публикует список рейтингов армий разных стран мира. Египет возглавил список самых мощных арабских армий в новой классификации и был единственной арабской страной, вошедшей в десятку самых мощных армий мира. Большинство арабских армий стали свидетелями увеличения своей силы, в то время как другие стали свидетелями отступления, особенно те, которые стали свидетелями беспорядков в Ливии и Йемене.
Что касается остальных арабских стран, то они находятся за пределами мирового рейтинга из-за слабости своих армий. Классификация основана на «индексе силы», поэтому, чем больше сила армии, тем больше она получает рейтинг, близкий к «нулю», который считается идеальным званием для военной силы.